Подготовка резюме

Форма поиска

Термин «резюме» произошел от французского слова «resumeг», что означает краткое изложение речи, статьи, краткий вывод[2]. Резюме – это определенным образом оформленный документ, в котором излагается информация о кандидате на ту или иную вакантную должность.

Существует ряд правил написания резюме, знание которых поможет облегчить работу по его составлению. При составлении резюме следует помнить два ключевых момента.

1. У вас единственный шанс преуспеть с помощью резюме в тот момент, когда его читают в первый раз.

2. Удачное резюме может стать поводом для личной встречи с работодателем или его представителем, но еще не гарантирует получение работы.

Ваша цель − добиться, чтобы человек, прочитавший ваше резюме, захотел встретиться с вами лично.

 

Правила составления резюме

1.Стилистические особенности написания резюме:

  • краткость;
  • конкретность;
  • активная форма подачи информации (никогда не пишите «участвовал», «оказывал помощь» и т.п. Это позволяет думать, что вы лишь оказывали разовые услуги);
  • честность.

2. Конкретность в выборе формулировок.

 

Некорректный вариант:

Корректный вариант:

  • занимался обучением

 

  • помогал уменьшить ошибки

 

  • быстро усваиваю новые знания

 

  • обучил двух новых служащих
  • сократил ошибки на

15 %, чем сэкономил фирме $50 000

  • освоил новые процедуры в рекордно короткий срок − за две недели

3. Отсутствие многословия, избежание пассивных форм.

 

Некорректный вариант:

Корректный вариант:

  • отвечал за выполнение
  • находил применение следующим ресурсам
  • нес ответственность за
  • выполнил
  • эффективно использовал

 

  • отвечал за

4. Избежание негативной информации, использование позитива.

 

Некорректный вариант:

Корректный вариант:

  • урегулировал споры
  • препятствовал снижению доли продаж
  • перешел с должности
  • помогал клиентам в
  • повысил потенциал продукта на рынке
  • продвинулся на должность

5. Концентрирование внимания на ваших достижениях.

 

Некорректный вариант:

Корректный вариант:

  • проработал там три года

 

 

  • выполнял дополнительную работу

 

  • получил повышение в должности и два повышения оплаты труда
  • всегда выполнял работу в срок

 

Чтобы ваше резюме было составлено правильно, необходимо знать, что не следует писать в резюме. Итак, в резюме не нужно включать:

  • всю вашу трудовую биографию. На самом деле потенциального работодателя интересуют только последние 3 − 5 мест работы и период не более 10 лет;
  • ваши физические данные;
  • вашу фотографию (если этого не требует работодатель);
  • причины, по которым вы уходили с предыдущей работы;
  • требования к зарплате;
  • имена людей, которые дают вам рекомендацию (подготовьте этот список, он может пригодиться на собеседовании).

Попросите кого-нибудь, кто хорошо владеет языком, на котором написано резюме, проверить его. В описании настоящей работы используйте глаголы в настоящем времени, например работаю, проектирую; соответственно при описании предыдущих мест работы используйте глаголы в прошедшем времени. Будьте последовательны: если вы один раз использовали сокращение, используйте его во всем резюме (но лучше приводить все наименования полностью). Избегайте длинных фраз и непонятных слов. Четко выделите необходимые заголовки. Проследите, чтобы ваше резюме было оформлено в одном стиле. Выбирайте стиль, который легко читается (большие поля, не мелкий шрифт, достаточное расстояние между строками и т.п.). Используйте бумагу белого цвета и хорошего качества. Очень важно уместить ваше резюме на одной, максимум − на двух страницах. Будьте уверены, что сможете подтвердить всю информацию, которую вы включили в резюме [4].

Кроме стилистической и речевой окраски резюме должно иметь подобающий внешний вид. Поэтому необходимо отметить ряд особенностей оформления резюме в печатном виде.

 

Правила оформления резюме

  1. Резюме должно иметь ярко выраженную структуру и простой язык изложения. У работодателя должно уйти минимум времени на просмотр резюме и принятие решения по нему. В тексте должны бросаться в глаза ваши ключевые способности, достижения, опыт.
  2. Резюме должно быть правильно оформленным. При его чтении не должно рассеиваться внимание. Необходимо сочетать аккуратные промежутки, ровные поля и не пренебрегать абзацами. Печатать резюме лучше на лазерном принтере − так ваш текст будет выглядеть более презентабельно.
  3. Резюме должно быть кратким. Оптимальный объем составляет одну страницу. Останавливайтесь подробно на вашем опыте за последние 5 − 7 лет. Обязательно излагайте смысл грамотно, избегайте второстепенных деталей.
  4. Резюме должно быть продуманным. Его содержание должно полностью соответствовать направлению работы, на которую вы претендуете. Если вы можете занимать разные должности, отправляйте несколько резюме.
  5. Резюме должно быть доказательным. Приведите результаты вашей последней работы, используя числа и проценты; покажите реальный результат вашей деятельности.
  6. Резюме должно быть точным. Остерегайтесь общих мест и лишних определений.
  7. Резюме должно быть аккуратным. Указывая на свой положительный опыт работы, не искажайте факты, не преувеличивайте.
  8. Резюме должно быть внешне привлекательным. Используйте качественную бумагу, желательно белую или кремовую. Шрифт должен быть хорошо читаемым, как правило, в диапазоне от 12 до 14 пунктов.
  9. Резюме должно быть простым. Не увлекайтесь графическими рисунками, вычурными рамками, орнаментами. Ни в коем случае не усложняйте текст аббревиатурами, которые могут быть неизвестны работодателю. Полностью пишите названия учебных заведений и организаций, в которых вы обучались или работали.
  10. Резюме должно передавать ваш позитивный настрой. Используйте глаголы действия, характеризуя свой опыт: устроил, организовал, наладил и проч.
  11. Резюме должно быть корректным. Пользуйтесь краткими фразами и не увлекайтесь длинными словосочетаниями. Употребляя при необходимости специфические технические термины, позаботьтесь, чтобы они были понятны неспециалистам.
  12. Резюме должно быть безупречным. Не доверяйте компьютерному редактору. Обязательно перечитайте резюме вслух после написания, чтобы убедиться в отсутствии ошибок и двусмысленности.
  13. Резюме должно быть читабельным. Помните, что неразборчивое резюме чаще всего остается непрочитанным.
  14. Резюме должно быть официальным. Не перегружайте его данными личного характера, а именно: сведениями о родственниках, вашем весе, росте, здоровье. Ни в коем случае не прилагайте к резюме свою фотографию (кроме тех случаев, когда этого требует работодатель).
  15. Резюме должно быть законченным. Работодатели отлично понимают, что если они затребуют рекомендации, то вы их предоставите. Поэтому не пишите в конце резюме: «Рекомендации прилагаются».

Стандартная форма написания резюме и образец резюме приведены в прил. 2.

 

Электронное резюме

В настоящее время все чаще используются электронные формы обмена информацией, и процесс трудоустройства не является исключением. Кандидат на вакантную должность может предоставить работодателю электронный вариант своего резюме. Особенно удобна данная форма общения при дистанционном поиске работы. Далее приведены советы по составлению электронного резюме.

1. Широко распространенная ошибка − оформление резюме в виде единой безликой многостраничной таблицы-анкеты, состоящей из неких оценок кандидата, которые он выставил себе сам. Главный недостаток этого решения состоит в том, что образец анкеты обычно берется в Интернете с сайта какой-нибудь конкретной организации, у которой есть свои особенности и специфические требования к кандидату. При подмене резюме таблицей невозможно оценить профессиональный и человеческий потенциал кандидата. Только свободная форма и наличие послужного списка позволяют оценить индивидуальность и практические умения и отделить их от формализованной самооценки. Если у нанимателя есть требования к оформлению резюме, строго следуйте им. Если же на сайте есть только таблица, то приложите к ней и обычное резюме, что значительно повысит ваши шансы быть принятыми на работу.

2. Достойный кандидат направляет резюме по электронной почте с короткой сопроводительной запиской и вложением в виде RTF-файла или DOC-файла с указанием имени и фамилии. Дело в том, что менеджер после прочтения обычно размещает файл с резюме у себя на компьютере, как правило, под фамилией кандидата. Поэтому не стоит посылать файл с именами RESUME.RTF или RESUME.DOC, такой файл обязательно придется переименовывать. Для вас этот файл − единственное резюме, зато для менеджера − одно из десятков или сотен. Не следует посылать резюме в Microsoft Excel: не все пользуются этой программой. К тому же, как уже упоминалось, таблица, в том числе электронная, − не лучшая форма представления резюме. Отсутствие форматирования может затруднить восприятие текста резюме, поэтому форматы Microsoft Word несколько предпочтительнее, чем, например, формат обычного текста (txt или plain-text), который редкому кандидату удается оформить так, чтобы он легко воспринимался и хорошо выглядел.

3. Нужно ли архивировать резюме? Во-первых, оптимальный размер файла резюме – 100 – 150 Кбайт. Потому не делайте файл с резюме больше, чем 200 – 250 Кбайт. Не стоит включать в резюме большие фотографии или громоздкие элементы оформления: из-за них увеличивается размер файла.

Во-вторых, его не следует архивировать, заставляя менеджера тратить драгоценное время на распаковку. Не заставляйте работодателя делать лишние усилия для получения информации от вас! Тем более что менеджер по персоналу может вообще не распаковать ваш файл, если пользуется другим архиватором, чем вы.

4. Хорошо, когда резюме легко читается. Плохо действует на восприятие нагромождение различных элементов оформления, разнообразие шрифтов. Пишите шрифтом Arial, кеглем не менее 10, который легко воспринимается глазом и обычно установлен на любом компьютере. Не надо пользоваться слишком мелкими шрифтами, т.к. менеджеры − часто люди не с самым лучшим зрением. Не пользуйтесь другими, реже встречающимися шрифтами, ибо их может не оказаться на компьютере менеджера.

5. Сопроводительное письмо должно быть обращено к конкретному лицу.

Следует непременно указать, на какую работу или должность вы претендуете, т.к. из вашего резюме это может быть непонятно. Не нужно сообщать лишней информации, например, о том, как вы узнали об имеющейся вакансии.

6. Опыт показывает, что наличие грамматических и речевых ошибок слабо связано с деловыми и волевыми качествами кандидата – практическими навыками, работоспособностью, целеустремленностью, организаторской жилкой, способностью добиться результатов. Однако наличие ошибок часто свидетельствует о низком уровне подготовки кандидата как специалиста − о его эрудиции, теоретической подготовке, логических и алгоритмических способностях, умении четко и связно излагать свои мысли. Поэтому грамматические и речевые ошибки в резюме не допустимы. Попросите знакомых филологов прочитать ваше резюме, прежде чем решите рассылать его.

7. Резюме не должно быть написано связным текстом. Не превращайте его в литературное сочинение. С таким резюме очень неудобно работать.

Дело в том, что менеджеры по персоналу − люди занятые и обычно читают резюме, что называется, по диагонали, выхватывая наметанным глазом нужные им места и ключевые слова. Поэтому резюме должно быть структурированным, чтобы его было легко воспринимать.

Каждый раздел нужно формализовать: либо свести в таблицу (послужной список, образование), либо каждый новый элемент (ФИО, адрес и т.д.) начать с новой строчки. Необязательно прорисовывать рамки и разделительные линии таблиц, достаточно, если текст будет расположен строго по колонкам и хорошо структурирован. Озаглавьте каждый раздел и напишите заголовки крупным шрифтом, чтобы глаз легко выхватывал нужные сведения.

Не злоупотребляйте мелкими элементами оформления: курсивом, жирным шрифтом, подчеркиванием, словами из заглавных букв.

 

Правила предоставления резюме работодателю

Свое резюме вы можете предоставить работодателю несколькими методами:

  • по электронной почте;
  • по факсу;
  • по почте;
  • лично.

В случае пересылки резюме по электронной почте обязательно убедитесь в отправке вашего файла и следуйте всем рекомендациям по составлению электронного резюме, указанным выше.

Если вы посылаете резюме факсом, обязательно подпишите на нем или сообщите секретарю о том, кому предназначено ваше послание, иначе оно просто затеряется на столе секретаря и не достигнет своей цели. После окончания отправки факса перезвоните и узнайте, успешно ли прошел факс, нет ли пропусков информации или нечетких изображений.

Отправляя резюме почтой, необходимо учитывать время доставки письма, поэтому воспользуйтесь экспресс - методами доставки корреспонденции, чтобы ваше резюме пришло до окончания конкурса вакансий. Постарайтесь удержаться от вложения в конверт разного рода рекомендаций, характеристик и прочего вспомогательного материала. Это очень сильно отвлекает внимание адресата от главного объекта послания − резюме.

При личном предоставлении резюме передается либо секретарю компании, либо в отдел кадров. Если вы предоставляете резюме в отдел кадров, то будьте готовы к предварительному собеседованию с менеджером по персоналу.

Основное правило предоставления резюме – не надоедать потенциальному работодателю, поэтому не стоит посылать или приносить резюме одному и тому же работодателю несколько раз, каждые несколько дней. Этот прием гарантированно обеспечит вам поражение.

Источник информации: Мошкарина, Мария Вячеславовна.
Правила трудоустройства: методические материалы для самостоятельной работы студентов ЭЭФ по дисциплине МЕНЕДЖМЕНТ / М. В. Мошкарина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУВПО "Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина", Каф. экономики и организации предприятия ; ред. И. В. Шуртухина.—Иваново: Б.и., 2011.—40 с.