12 июня 1922 г. в Малом зале Московской консерватории был представлен доклад Всеволода Эмильевича Мейерхольда, опубликованный позже под названием «Актёр будущего и биомеханика». Так рождалась еще одна революционная «Система», открывшая новые возможности и пути развития актерского мастерства и театра в целом.
Мейерхольд был одним из первых театральных режиссеров-авангардистов Советского Союза, рискнувший использовать в сценическом искусстве метод гротеска и создавший новаторскую актерскую систему, именуемую «биомеханика». Это была не просто одна из важнейших систем подготовки актера. По своей природе биомеханика Мейерхольда – сложный творческий процесс. Революционность этого метода состоит в том, что Мейерхольд считал работу драматурга и режиссера только подготовительным этапом. Вся эмоциональная нагрузка спектакля должна была выполняться совместно наиболее активными «сторонами» – актером и зрителем.
Работать на главную цель должна была система подготовки, в которой актер мог бы достичь совершенства, дисциплинируя свое тело, быть одновременно творцом и материалом для воплощения, контролировать и быть контролируемым в своей пластике.
Для разработки своего метода режиссер создал студию. В учебную программу входили занятия боксом, фехтованием, гимнастикой, классическим и современными танцами, пением, дикцией, жонглированием. Дополнительно к этому преподавалась история театра, экономика, биология. Требования к актерам выдвигались жесткие. Они должны были объединить на сцене драматическую игру, хореографию и эквилибристику, гимнастику и клоунаду.
Биомеханика кратко и в сжатые сроки позволяла добиваться необходимого эффекта. Благодаря ей каждый из актеров мог постоянно улучшать и совершенствовать багаж своих выразительных средств. Всеволод Эмильевич считал, что театр не терпит неподвижности, всегда торопится и признает только современность. И театральный актер должен не бездумно идти в ногу со временем, а обязан искать и экспериментировать.
Уникальная методика подготовки актеров была предана забвению в течение многих лет и не изучалась специалистами. В этом можно усмотреть политические причины – гонения, которые сопровождали гениального режиссера в конце его жизни: сталинские чистки, в результате которых оказался ликвидирован театр Мейерхольда, арест его самого и расстрел в феврале 1940 года. Метод, вычеркнутый из официальной истории театра, на время исчез из профессионального дискурса. Некоторые детали сохранились только в трудах учеников и последователей, которые при жизни режиссера посещали мастер-класс по биомеханике Мейерхольда.
Сразу после официальной реабилитации Вс. Мейерхольда в 1955 году была сформирована Комиссия по творческому наследию режиссёра – в 1991 году по инициативе комиссии был основан Центр имени Вс. Мейерхольда, занимающийся научной и образовательной деятельностью. В конце 1988 года было принято решение о создании мемориального Музея-квартиры в Москве – филиала Театрального музея им. А. А. Бахрушина. Сегодня система биомеханики Мейерхольда считается одним из величайших достижений театральной практики и теории XX века. Она по-прежнему является предметом обсуждения в театральных кругах и входит в программы обучения актерского мастерства по всем миру.
#Сюжеты_о_театре #Ивановскаяобласть #2019 #Иваново
#Годтеатра #ЛюблюТеатр #Мейерхольд
#театр #история #БиблиотекаИГЭУ
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 1074 просмотра