НАРОДНАЯ ФАНТАСТИКА
Книг разного плана и качества в России выходит столько же, что и раньше, но покупают их всё меньше и меньше, тиражи фантастических романов за последние два года упали в два-три раза. В непростой ситуации в крупнейшем столичном издательстве «Эксмо» решили уменьшать не тиражи, а цену своих книг. Одними из первых в новой серии «Народная фантастика» вышли книги земляков.
Второй роман молодой писательницы Дарьи Зарубиной «Носферату» продемонстрировал, что приёмы мастерства ей усвоены. Хотя книга поначалу может несколько озадачить читателя, хотя бы названием. Роман-то совсем не о вампирах, просто так зовут длинноносого земного журналиста из «Галактических слухов», прибывшего на планету Гриана по собственным надобностям – Носферату Александрович Шатов (уменьшительно – Ферро). Планета эта очень похожа на Землю, только вот полов здесь три! Ферро «посчастливилось» найти убитую «бищину», тут-то всё и завертелось…
Через десяток страниц проясняется – детектив-то иронический. Иронией Зарубина в первой части романа распоряжается с умом, женские прелести и межполовые отношения обрисовывает с юмором. В то же время мир Грианы выписан тщательно и достаточно серьёзно, а вскоре становится заметно – в книге немало неявных цитат и явных ссылок.
Мастер пера и детектив-любитель Шатов расследует в романе три «дела», второе – «собачье». В этой части проясняется, почему же у него такое редкое имя. «В родственники даются люди, которых мы бы никогда не назвали друзьями…» – разве ж не так? Здесь профессионализм автора заметен с другой стороны, повествование явно растянуто, но – «размер имеет значение». «Несерьёзность» же тут бьёт ключом – саломарский дипломат (похожий одновременно на осьминога и паука) получает выстрел в голову и «тухнет» в своём аквариуме… Кто убийца, это и надо выяснить Шатову. Секреты, разведки, телепатемы – как-то это всё не совсем серьёзно!
Часть третья, «Аффект бабочки», совсем другая. Именно таков замысел автора – усложнение сюжета и языка романа должны отражать стадии взросления героя. Есть «про любовь»: «О женщины, безумие вам имя» (о женщинах Зарубина пишет с понятием), тут и о повседневной нашей жизни – «пьянству – быть!», и о тайнах корпораций есть, о многом говорится. Женщине-академику проломили голову, а потом повесили – чего уж весёлого? Расследование запутанного дела вызывает неподдельный интерес. Ясно, что всё из-за денег и власти, но кто же всё-таки убийца?.. Не догадаться до финального объяснения Шатова.
«Один» – десятый роман Михаила Кликина, в аннотации он представлен как книга о нашествии зомби на российские просторы. Тема у нынешних читателей популярная, да и автора не напрасно представляют в рекламе «мастером деревенского хоррора». А роман-то всё же не совсем о зомби, и написан он не только для того, чтоб в очередной раз нестрашно попугать.
Главный его «герой» Борис Русов (он же Брюс) пишет дневник, хронику пятнадцатилетнего выживания в обезумевшем мире – «Новое Евангелие». В мире этом некая неведомая болезнь (как-то уж очень быстро) поражает всё человечество, по крайней мере именно так представляется Брюсу. Люди через некое «обращение» в мерзких коконах становятся непонятно чем: зомби, гоблинами, ограми, мангусами, гулями, дедайтами…
До этого незатейливая жизнь компании друзей и сослуживцев Брюса (которой как-то удаётся избегать этого самого процесса) превращается в ожесточённую борьбу с обращёнными не на жизнь, а на смерть (причём топография очень похожа на наш город и его окрестности). Этому и уделено в книге основное внимание, с подробностями описаны бегство, мародёрство (запасы-то нужно создавать), ужасы схваток – любители подобного чтения разочарованы не будут. Вот о межличностных отношениях в группе интересно читать будет всем, проблемы психологической несовместимости в условиях замкнутого пространства Кликин реально представляет.
Брюс (и похоже, сам автор) пишет: «Я не ставлю своей целью напугать вас. Я не стараюсь вызвать отвращения натуралистическим описанием мерзостей. Я просто пересказываю события». Но у читателей вполне могут появиться вопросы к этому пересказу. На некоторые ответы в книге найти можно, к примеру, разнообразие форм всех этих «зомбей» объясняется биоценозом (стабилизирующейся пищевой цепочкой). Но вот что за троица «странных» заявляется к Брюсу в конце повествования? Каким-то таинственным «синим лучом» они излечивают от помешательства его сожительницу-жену, а он-то их… Неужто были это те самые пришельцы, пятнадцать лет назад начавшие уничтожение человечества? Что ожидает героев, «смирившихся с неизбежным»?
Вот такая фантастика. На первый взгляд совсем разная, а по прочтении выясняется, что в книгах есть общее и главное – с собственным местом в этой нелёгкой жизни определиться совсем не просто.
Валерий ОКУЛОВ, г. ИВАНОВО
Статья опубликована: Окулов В.И. Народная фантастика // Литературная Россия. 2014. № 22 (30.05.2014). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.litrossia.ru/2014/22/08903.html
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 847 просмотров