Для многих из нас наибольшей проблемой при приеме на работу является собеседование с работодателем, т.к. именно этот этап трудоустройства связан с максимальным эмоциональным напряжением, волнением и стрессом. Однако все наши волнения абсолютно напрасны, т.к. собеседование — это наилучший способ продемонстрировать работодателю свои лучшие качества. Собеседование куда более гибкая форма проверки работника, чем, например, анкетирование или тестирование. Однако для того, чтобы использовать этот этап с пользой для себя, необходимо тщательно подготовиться к предстоящему собеседованию.
Подготовка к собеседованию
Подготовка к собеседованию включает в себя несколько моментов: ваш внешний вид, эмоциональное состояние, настрой, сбор информации о фирме, в которую вы планируете устроиться на работу.
Прежде всего необходимо собрать максимум информации о сфере деятельности фирмы, ее специализации, о продукции, выпускаемой фирмой, об истории развития фирмы, о наличии филиалов, региональных отделений и т.п., о масштабе деятельности и перспективах развития и роста. Имея подобную информацию, вы будете увереннее общаться с работодателем, и он проникнется к вам уважением.
Не стоит слишком серьезно относиться к возможным неудачам, т.к. они неизбежны. Помните, что среднестатистическое соотношение неудачных и удачных собеседований составляет 20 к 1 (под удачным понимается такое собеседование, после которого вам предложат работу). Подготовьте себя к тому, что из двадцати интервью будет только одно удачное. И чем быстрее вы наберете 20 отказов, тем скорее доберетесь до своего успеха.
Один из лучших способов снизить волнение — хорошо подготовиться к собеседованию. Если вы переживаете за свою манеру общения, проведите пару тренировочных занятий с друзьями. Пусть они сыграют роль работодателей, а вы потренируетесь отвечать на их вопросы. Чтобы чувствовать себя уверенно и спокойно во время интервью, необходимо подготовить ответы на наиболее вероятные вопросы. Вот их список.
- Расскажите немного о себе.
- Как вы могли бы описать самого себя?
- Расскажите о вашем последнем месте работы.
- Расскажите о вашем бывшем начальнике.
- Причина увольнения с предыдущего места работы.
- Что вы знаете о нашей компании?
- Что вас привлекает в нашей компании?
- Почему вы хотите работать именно у нас?
- Какое отношение ваше образование или трудовой опыт имеют к данной работе?
- Чем вы сможете быть полезны нашей фирме?
- Каковы ваши сильные стороны?
- В чем заключаются ваши главные недостатки?
- Какого типа работу вы больше всего любите (не любите) выполнять?
- Что вам нравилось больше всего, а что меньше всего на прежней работе?
- Какова была ваша самая серьезная ошибка на прежней работе?
- Каковы ваши интересы вне работы?
- Каковы ваши цели в жизни?
- Как вы планируете их достичь?
- Что бы вы хотели изменить в своем прошлом?
- На какую заработную плату вы рассчитываете?
- Что вы будете делать, если... (далее обычно следует описание какой-либо критической ситуации из вашей деятельности)?
Важно, чтобы стратегия всех ваших ответов была как можно более сконцентрирована на самой работе, которую вы ищите, и на ваших возможностях справиться с нею, и тогда неважно, с какими вопросами вам придется столкнуться на собеседовании. В любом случае, отвечая на вопросы, не старайтесь приукрашивать свои достоинства, но старайтесь подчеркивать свой профессионализм и пригодность для данной работы.
Если вас спрашивают о ваших сильных сторонах, говорите о том, что имеет непосредственное отношение к предполагаемой работе. Если спрашивают о слабостях, упоминайте только те недостатки, которые являются продолжением ваших достоинств, опять же связанных с работой (например, вы привыкли слишком усердно работать, вас беспокоит, что вы очень много внимания уделяете деталям в процессе работы и т.п.)
Если вас спрашивают о том, с чем вам не удавалось справиться в прошлом, или о каком-то особо неприятном эпизоде вашей биографии (увольнение, судимость, неудачи в учебе), будьте готовы показать, какой урок вы из всего этого извлекли. Расскажите, что вы научились преодолевать преграды на своем пути и побеждать собственные недостатки, что сегодня вы чувствуете себя готовым к более сложной работе.
При подготовке ответов обязательно обратите внимание на манеру своей речи. Вы должны говорить спокойно и уверенно — как опытный специалист, знающий себе цену. Нерешительного человека можно узнать по его неуверенным высказываниям, по фразам, «смягчающим» речь, например: «достиг определенных успехов» вместо «стал лидером», «не очень рад» вместо «разозлился» и т.д.). Создают впечатление неуверенности слова «как бы», «всего лишь», «немного», «судя по всему». О говорящем так кандидате создается впечатление как о слабом человеке, непригодном для серьезной и ответственной работы.
Понижают впечатление также самоуничижительные высказывания: «я не оратор», «я еще малоопытный специалист», «я — человек новый».
Если хотите, проверьте себя на предмет того, как вы умеете преподносить себя. Запишите свою «самопрезентацию» на магнитофон, а затем прослушайте запись. Обычно даже самые сильные топ - менеджеры при прослушивании своих самопрезентаций находят ряд существенных ошибок. Поэтому при необходимости подкорректируйте свою речь в сторону большей решительности и определенности.
До сих пор мы рассматривали только вопросы работодателя. Но любое собеседование — это всегда диалог. Не бойтесь задавать вопросы своему интервьюеру. Во-первых, вам действительно нужно побольше узнать о характере предстоящей работы, если вы хотите ее получить. Во-вторых, правильно сформулированные вопросы свидетельствуют о вашей компетентности и демонстрируют вашу заинтересованность в получении рабочего места. Постарайтесь задать вопросы, которые бы говорили в пользу вашего найма. Подумайте заранее о них. Вот несколько вопросов, которые разумно задать тому, кто будет проводить собеседование с вами.
- Сколько часов будет длиться мой рабочий день?
- Кому я непосредственно буду подчиняться? Могу ли я с ним встретиться?
- Будет ли кто-то в подчинении у меня? Можно ли мне с ними встретиться?
- Почему это место оставил прежний работник?
- Насколько важна эта работа для фирмы?
- В чем заключается главная проблема этой работы?
- Какие имеются возможности для служебного и профессионального роста?
Внимательно выслушайте ответы собеседника, а затем обязательно упомяните о чем-нибудь из вашего профессионального или жизненного опыта, что имеет к этому непосредственное отношение.
Возможно, вы обратили внимание, что вопросы о заработной плате не включены в указанный выше перечень. Если вы заинтересуете работодателя, он сам захочет обсудить с вами вопрос оплаты. В центре ваших вопросов и ответов должно быть то, что вы можете сделать для фирмы, а не то, сколько вам будут платить.
В конце собеседования не забудьте поблагодарить собеседника за предоставленную информацию.
Правила поведения на собеседовании
Во время проведения собеседования большое значение имеет также умение кандидата презентовать себя работодателю, этот навык получил название «техника самоподачи».
Психологические эксперименты показали, что 50 % устойчивого мнения о человеке формируется в течение первой минуты общения. Также установлено, что как бы долго не длилась беседа, положительное или отрицательное мнение о кандидате складывается в течение первых 3 − 4 минут разговора. После этого интервьюер задает вопросы в зависимости от сложившегося мнения: при положительном — позволяющие человеку раскрыться с лучшей стороны, при отрицательном — «на засыпку». То есть интервьюер сознательно или неосознанно создает условия, чтобы его первоначальное мнение было подкреплено последующими фактами. Все это свидетельствует об исключительной важности благоприятного первого впечатления.
На создание впечатления о вас влияют не только ваши слова, но и то, как вы их произносите. Многие кандидаты даже не догадываются, как много информации о них можно узнать по невербальным сигналам: мимике, позе, движениям конечностей. По манере поведения специалист может выяснить очень много о вашей личности.
При подготовке к интервью психологи советует проверить собственный язык тела. Внимательно проанализируйте следующие особенности своего поведения.
Как вы используете свою улыбку?
Стоите (или сидите) ли вы прямо?
Есть ли у вас зрительный контакт с собеседником?
Не выглядите ли вы нервным?
Как вы жестикулируете?
Как вы входите в помещение?
Является ли ваше рукопожатие сильным и деловым?
Стоите ли вы слишком близко (или слишком далеко) к людям, когда говорите с ними?
Дотрагиваетесь ли вы до человека, когда говорите с ним?
Все вышеперечисленные действия являются источником невербальных отрицательных и положительных сигналов, влияющих на формирование впечатления о вас.
Положительные сигналы
- Сидите (стоите) прямо, немного подавшись вперед, с выражением настоящего интереса.
- Во время разговора спокойно и уверенно смотрите на говорящего.
- Фиксируете на бумаге ключевые моменты беседы.
- Когда вы слушаете, у вас имеет место «открытая поза»: руки на столе, ладони вытянуты вперед.
- Используете «открытые жесты»: руки открыты или подняты вверх, словно вы поясняете какую-то мысль своим коллегам.
- Улыбаетесь и шутите, чтобы снизить напряжение.
Отрицательные сигналы
- Ерзаете на стуле.
- Смотрите не на интервьюера, а разглядываете какие-то отвлеченные предметы.
- Чертите на бумаге бессмысленные линии.
- Отворачиваетесь от собеседника и избегаете встречаться с ним взглядом.
- Скрещиваете руки на груди и закладываете ногу за ногу (защитная поза).
- Используете закрытые, угрожающие жесты, например машете указательным пальцем, чтобы отстоять свое мнение.
- Сидите с безучастным видом, ворчите или скептично ухмыляетесь.
Создает впечатление уверенности в себе и правильная осанка, которая делает любого человека стройнее. Наоборот, плохая осанка производит впечатление несобранности и неуверенности. Чтобы создать о себе благоприятное впечатление, нужно иметь легкую и прямую осанку. Голова при этом должна быть слегка приподнята, плечи расправлены. Старайтесь всегда стоять и сидеть прямо.
Здороваясь, нужно непременно внимательно посмотреть в глаза человеку. Чем более персонифицированно, чем менее избито приветствие, тем лучше оно воспринимается. В частности, никогда не стоит упускать возможности лишний раз назвать человека по имени. Помните, что по рукопожатию складывается первое впечатление о человеке. Слишком короткое с очень сухой ладонью свидетельствует о безразличии. Слишком влажная ладонь указывает на нервозность, сильное волнение. Сопровождающееся широкой улыбкой рукопожатие, чуть более продолжительное, чем обычно, − проявление дружеского расположения, чрезмерное задерживание руки партнера в своей воспринимается как назойливость.
В деловых разговорах вообще и на собеседовании в частности следует избегать использовать американизмы типа «вау», «о`кей», «йес», «ноу проблем» и т.д. В России многим деловым людям эта привычка не нравится и такие слова расцениваются как слова-паразиты, говорящие о низком уровне деловой культуры человека, употребляющего их.
Внешний вид и одежда на собеседовании
Выбор одежды на собеседование должен соответствовать ситуации. Это значит, что не стоит являться на собеседование в солидный банк в мятых джинсах и потертой майке. Точно такое же недоумение вызовет человек в дорогом модном костюме, пришедший устраиваться разнорабочим на стройку.
Существует такое понятие, как «корпоративная культура». Если стиль вашей одежды не будет соответствовать принятому в данной организации, вы моментально будете классифицированы как «чужак», не соответствующий нормам корпоративного поведения и не разделяющий их ценности, а чужак всегда потенциально опасен. Деление на «свой − чужой» закрепилось в людях еще с древних времен. Недаром на языке многих туземных племен и сегодня понятия «чужой» и «враг» обозначаются одним и тем же словом. Поэтому постарайтесь максимально соответствовать корпоративному стилю, который принят в данной организации.
Если материальное положение не позволяет вам выглядеть так, как хотелось бы, не огорчайтесь. Сделайте основную ставку на скромность и опрятность. Это приветствуется абсолютным большинством работодателей.
Многие кандидаты полагают, что дорогая и стильная одежда придаст им на собеседовании дополнительный «вес» и внушительность. Это не совсем так: независимо от того, как вы одеты, опытному интервьюеру обычно требуется менее десяти вопросов, чтобы определить ваш реальный социальный статус, приблизительный уровень доходов, образование. По акцентам и манере речи опытный специалист моментально распознает не только национально-географическое происхождение, но и такие вещи, как семейное положение, сексуальные предпочтения, хронические болезни. Он легко отличит, например, топ-менеджера, который действительно имеет опыт работы в иностранных компаниях, от малоопытного амбициозного кандидата. Поэтому, как уже было отмечено, значение имеет не стоимость вашей одежды, а ее соответствие принятым в организации стандартам. Вы должны выглядеть «своим» для будущих коллег.
Отдельные детали во внешнем облике человека могут значительно воздействовать на формирование первого впечатления. Так, длинные волосы у мужчин наделяют их обладателя в глазах окружающих некой интеллигентностью, склонностью к умственному труду. Наоборот, короткая стрижка наводит на мысли о спортивных занятиях. Стрижка «бокс» может вызвать в работодателе ассоциации о принадлежности кандидата к криминальным структурам. Человек, носящий очки, окружающим представляется более интеллигентным, трудолюбивым, надежным и в то же время в меньшей степени наделенным чувством юмора, чем он же, но без очков. Положительное воздействие очков широко используется в деловом мире, где многие деловые люди носят очки без диоптрий (и без затемнения) только для того, чтобы произвести лучшее впечатление.
На собеседовании часто встречаются кандидаты (и мужчины, и женщины), носящие перстни. Если перстень очень дорогой — это может быть расценено как высокомерное желание превзойти окружающих. Если не очень дорогой — указывает на тщеславие, но ограниченность финансовых возможностей обладателя. И то и другое отрицательно влияет на имидж кандидата. Поэтому в цивилизованном бизнесе давно действует следующее правило: из украшений рекомендуется только обручальное кольцо [5].
Источник информации: Мошкарина, Мария Вячеславовна.
Правила трудоустройства: методические материалы для самостоятельной работы студентов ЭЭФ по дисциплине МЕНЕДЖМЕНТ / М. В. Мошкарина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУВПО "Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина", Каф. экономики и организации предприятия ; ред. И. В. Шуртухина.—Иваново: Б.и., 2011.—40 с.
- 9621 просмотр