Вполне возможно, что 21-ый век в литературе будет женским. По крайней мере, начинается он именно так: количество хороших книг, написанных женщинами, возросло многократно как во всем мире, так и в России. И далеко не последнее место в подобном списке займут (хотя, по сути, уже заняли) книги Марины Степновой. Чем же ее проза отличается от всего остального? Степнова жестока и безжалостна запредельно: она не утирает «слезы и сопли». Совсем. Никогда. И дело не в каких-то натуралистических подробностях типа трехстраничных описаний разодранных трупов. Нет, совсем не в этом (и, кстати, подобные детали в ее книгах просто отсутствуют). Просто она пишет про все ТАК, КАК ОНО И ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ. И это жестоко! Но одновременно с этим она так же запредельно честна и с собой и с читателем. А на это способны не многие, потому что не то что сделать, а хотя бы решиться на такое – дорогого стоит. Ее первый роман («Хирург») – эталон подобной жестокой честности. Я до сих пор не знаю, что меня шокировало больше (а шокировать меня, уж поверьте, крайне сложно) – сам текст или тот факт, что мой младший сын в его 22 года влюбился в эту книгу. А я-то искренне считал, что это проза для «тех, кому за...».
«Женщины Лазаря» – второй роман Марины Степновой. И вот здесь у меня нет никаких сомнений – это можно (и нужно!) читать всем. И в 20, и в 40, и в 60. Кто-то назовет этот роман «семейной сагой». Может быть. Здесь действительно показана жизнь нескольких поколений на протяжении почти целого века. В центре всего этого – гениальный академик Лазарь Линдт. Личность пренеприятная настолько же, насколько и притягательная (я же говорил: все честно). И три Женщины (ну, это если не удариться в клише и не считать работу четвертой). Первая – Маруся – жена его друга, стала любовью всей жизни. Быть вместе – невозможно. Не быть вместе – невозможно. И что остается? Продолжать жить и любить. Пусть и в тайне. Но любить. Даже после смерти. Вторая Женщина – Галина – намного моложе его и, ставши его женой, получит от него все. Вот только нужно ли ей это? И что делать, если с одной стороны – любовь, а с другой – ненависть? И как получается, что «нежное и возвышенное создание» так легко превращается в законченную суку? И, наконец, последняя Женщина – внучка Лидочка. Ее «балетная» история – одна из сильнейших сюжетных линий романа, ярчайшим образом показывающая классический конфликт выбора между тем, что от тебя ожидают и тем, что хочется тебе самому. Конечно же, имя «Лазарь» взято не случайно. Но если соответствующий библейский герой воскрес сам, то в «Женщинах...» воскресают (в психологическом смысле) скорее его близкие. Разными способами, но воскресают.
Привык в рецензии приводить цитату из соответствующей книги. Но в данном случае процитирую Степнову по ее интервью: «Общее складывается из частного. Большая история из учебников и энциклопедий состоит из множества маленьких человеческих историй. Жизнь – это хор маленьких голосов. Мы все время об этом забываем. Тридцать седьмой год, восемнадцатый, сорок первый, девяносто восьмой – это все были годы чьей-то жизни. Женщины рожали детей, парочки целовались, кто-то страдал от ревности или гриппа – и это все так же важно, как и революции, народные стройки, войны. Может быть, даже важнее. История, она ведь всегда идет побоку для частного человека».
Прочтите. Пусть даже будет трудно и (иногда) больно. Потому что так честно, как будет говорить с вами эта книга, возможно, больше с вами не будет говорить никто и никогда. А честно – это как минимум не скучно.
Илья Тетеревков
#Личнаябиблиотека#Проект#БиблиотекаИГЭУ#Рецензии
#Степнова#ЖенщиныЛазаря
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 758 просмотров