Читайте новую рецензию нФ-библиографа Валерия Окулова на сборник «Ник Перумов и другие. Некроманты»

Форма поиска

Аватар пользователя trefilova

Некроманты, властители мира мёртвых – люди (личности) необычные,  «нехорошие», это как бы общепризнано. Но люди обычные – разные, так что и некроманты могут быть не на одно лицо. В подтверждение высказанного постулата мэтр отечественной фэнтези Ник Перумов и молодая писательница Дарья Зарубина собрали два десятка историй и составили сборник под таким «одиозным» названием. «Не бояться ни смерти, ни жизни» - этой поэтической строкой Дмитрия Мережковского обрисовав свою концепцию.  

В открывающем книгу отчасти постмодернистском рассказе Перумова «Неправильное лето» (про детей, но вряд ли для детей) затрагиваются проблемы воспитания, почти напрямую заявлено – некромант добрым быть вряд ли сможет, а вот справедливым – вполне. Читается история «влёт», вот только пришлось в словаре посмотреть, что это за «инкантация» такая. Интересно читать и «Шкатулку с секретом» Натальи Каравановой. Приключения колдуна, его верного слуги и «обращённой» Шенги вполне оригинальны, к тому же некроманты и в этой истории – «справедливые». Как и ещё в нескольких.

Среди лучших рассказов сборника «Я буду ждать тебя в зимнем лесу» Зарубиной – обстоятельная, с аллегориями и символами история об эпилептиках, становящихся разведчиками мира мёртвых. Подход к теме у автора нестандартный – зимний лес как образ потустороннего мира, разные стороны души некроманта показаны как единство пёс/человек, явно высказана надежда – всё будет хорошо (ну почти), несмотря на неизбежную для простого человека смертушку.

Жестоки, но справедливы и умны создатели «живых домов» из рассказа Александры Давыдовой и Максима Тихомирова «К вопросу о сваях». Также среди лучших рассказ Эльдара Сафина «Гость с солнечной стороны». Властитель всякой мёртвой материи из этой истории точно знает: «Смерть – не конец круговорота, а лишь этап его».

Основную работу по составлению выполняла явно Зарубина, неспроста в сборнике представлены рассказы четырнадцати представительниц прекрасного пола, что почти вдвое превышает число авторов-мужчин. Стоит отметить обстоятельно выписанный рассказ из «русской жизни» «Колдун» Натальи Болдыревой, восточно-экзотический «Иероглиф на губах» Милы Коротич (пусть и несколько затянутый), добрый рассказ не о некроманте даже, о мальчишке, возвращающим к жизни – «Данька» Евгении Максимовой.

В мужской трети рассказов сборника заметен «Тоттен-штаффен “Уроборос”» Сергея Игнатьева – паропанковский «игровой» рассказ, в котором «некрократы» - правящая элита. Хотя основная тема сборника заявлена уже в названии, есть в нём рассказы и несколько другого плана. «Дэдкендэнс» Эрика Гарднера – почти классический хоррор, «Когда наступит Рагнарёк» Надежды Трофимовой – ещё один перепев классических мифов. О популярных и сейчас «зомбях» - безнадёжные рассказы «Z-люди» Юлии Рыженковой и «Дети» Михаила Кликина. Аллегория последнего довольно прозрачна: дети в нынешней жизни при взрослении запросто становятся «монстрами»…

 «Нежить» не должна жить! А так ли это? Наталья Колесова в рассказе «Я умерла» попыталась показать, что всё не так просто. Что ещё стоит отметить – почти все рассказы сборника пришлись к месту, но вот поэтичный и аллегорический «Живчик» Юстины Южной о «живых» словах – всё же не совсем.

Заключает антологию рассказ Ирины Черкашиной «Берега неведомых земель». В мире, изображённом в нём, некромантия вообще запрещена, но чего не сделаешь ради дружбы и любви – можно даже с того света вернуть целый четырёхмачтовый барк! «Иногда кажется, что жизнь кончена и нет надежды, но… ждут берега неведомых земель»!

Несмотря на заявленную как бы «мертвецкую» тему сборник стараниями составителей и авторов получился разнообразным, интересным, не очень страшным, дающим толику надежды (хотя бы в другом мире). Не стоит бояться смерти, даже если никакой некромант вас и не вытащит с «того света».    

                                                                                      Валерий О К У Л О В                    

 

P.S.:  Замыслы составительницы антологии поможет прояснить она сама: «Мне хотелось провести в рассказах общего блока (ясно, что мэтр идет первым) определённую линию – сначала герои уверены в себе, осознают свою роль в жизни, они встречаются со смертью и ее слугами на равных. Для них Смерть - сущность, видимый враг. Для них наличие смерти, мертвого рядом - почти будни. Потом появляются герои, которые мертвы, но в них больше жизни, чем во многих живых, и те, кто не замечают, что, хотя все еще живы, давно мертвы внутри. Внутренняя чистота помогает победить смерть. Дальше идут люди очень усталые, работающие со смертью каждый день, их тянет к живому, юному, они хотят дарить жизнь и спасают. Даже когда нужно жертвовать собой. Как бы от мифологизма к магическому реализму. Мне хотелось сделать жизнеутверждающую книжку о смерти и о том, что от неё не уйти, но нельзя сдаваться, что бывают чудеса, и творят их и люди тоже - не только судьба и высшие силы. И что чудеса ближе к хорошим людям».

 

Проект или объединение: