Проект «Личная библиотека». Андрей Геласимов "Год обмана" (2003 год)

Форма поиска

Аватар пользователя Трефилова Мария  Николаевна

 

Андрей Геласимов – филолог (и это его совершенно не портит!) и режиссер (что, если честно, в его прозе не чувствуется...). В России имеет множество номинаций на всяческие литературные премии (а в 2009 даже получил "Национальный бестселлер"). Но, к сожалению, все это не приводит к большой популярности, известности и коммерческому успеху. А вот за границей дела обстоят по-другому. Например, в 2015 его роман "Холод" в США по продажам электронных книг на некоторое время обошел практически почти всех. И это при этом, что Геласимов – писатель сугубо классический. Ну что ж, поговорку про пророка знают все...

Самым известным его романом считаются "Степные боги" (2008 год). Ничего не могу по поводу этой книги сказать – не читал. А вот "Дом на Озерной" (2009) меня не впечатлил. Как-то успешно прошел мимо: дочитать-то его я дочитал, но на выходе – ничего. Но первый роман Геласимова – "Год обмана" – произвел на меня очень сильное впечатление. Настолько сильное, что не написать о нем я просто не могу.

Не буду писать банальности про фильм "Игрушка" (хотя некоторые отсылки, безусловно, чувствуются) и про "трудные девяностые" (здесь это – не главное, поговорим о том времени, если доберемся до Кати Пицык). Фабула романа состоит в следующем: молодого парня Михаила Воробьева увольняют с работы и сразу же его бывший босс предлагает ему новое занятие. С точки зрения этого самого босса его сын Сергей – совершенно неправильный. Не пьет, по бабам не бегает... И вообще своего счастья не понимает: ему уже и итальянскую невесту (богатую, естественно) подобрали, а он что-то все как-то несчастлив. Вот и должен Михаил научить его "жизни". Потаскать по клубам, по тусовкам и так далее. В общем, то ли надсмотрщик, то ли шпион, то ли "друг по найму". А Сергей мечтает о встрече со своей Одри Хепберн. И вроде бы как даже ее находит – в лице студентки театрального чего-то там Марины. И она вся такая воздушная и порядочная (вроде бы: прочитаете, поймете, о чем я). Ну, понятно, что без любовного треугольника в такой конфигурации не обойтись...

И как будто бы все ничего: и Михаил с Сергеем вроде бы становятся друзьями, и отец начинает понимать и принимать сына, и у Марины с Сергеем – бескорыстная любовь, а с Михаилом – просто любовь... Вот только название "Год обмана" роману дано не просто так. Потому что все эти люди – лгут. Другим, самим себе, кому угодно, но – лгут. Все это вранье превращается в липкую и прочную паутину, которая все больше и больше поглощает собой героев. Всех, за исключением маленького Мишки (не Михаила Воробьева, а другого) – ребенка, который остается единственно честным во всей этой истории. Чем все это закончится? Да тем, чем и должно. "Хэппи-энд" ли это? Не знаю, решать Вам.

Но "Год обмана" не только о лжи. Он еще и об отношениях между родителями и детьми. Причем, то, что здесь пишет Геласимов – весьма беспощадно, но так искренне: "– На этой планете живет шесть миллиардов человек, – Сережа продолжает каким-то странным захлебывающимся голосом. – Шесть миллиардов человек, которым нет до меня никакого дела. Пять миллиардов девятьсот девяносто девять тысяч и еще сколько-то там людей! И еще есть ты. Один единственный мой отец. У меня никого больше нет. Мама из своей Швейцарии даже не пишет. Может, она умерла там давно. Или новых детей нарожала. Но у меня есть ты. У меня есть отец. И я хочу любить своего отца. Понимаешь? Я имею на это право. Я хочу любить своего отца! Почему ты мне все время мешаешь?"Ну, или так: "Но ты стал похож на него.Со временем это становилось все заметней. Очевидно, это нравилось твоему отцу и поэтому он не хотел новых детей. Наверное, боялся, что больше такого сходства не будет. У меня иногда бывает ощущение, что он относился к тебе как фотограф к удачному снимку – повезло со светом, с натурой, и пленка проявилась отлично. К чему напрягаться и делать все заново?

Потом начались твои бесконечные увлечения, которые ни к чему не вели. Отец поощрял их, но, кажется, даже он в конце концов стал раздражаться. Он боялся, что из тебя не выйдет ничего серьезного. Вот чего он хотел – серьезности. Просто так иметь сына он не хотел. Просто сына ему всегда было мало. Ты должен был отличиться. Что означало – ты должен был стать таким же, как он. Нормальная мания величия. Даже у самого глупого, самого неудачливого, самого неталантливого мужчины ее всегда хоть отбавляй. Вторичный половой признак. Прилагается к адамову яблоку и волосяному покрову на лице. Мужчинам не нужны сыновья. Им нужно большое зеркало. И чтобы никто не мешал смотреть в него без конца."

В общем, обман и тотальное одиночество. Но та пустота, которая внутри человека, вряд ли может быть заполнена чем-то (или кем-то) внешним. Начать все равно придется с себя самого. Когда я читал "Год обмана", то поневоле задумывался на тему "за что же все это?" Но, может быть, фальшивые люди не заслуживают искренних чувств? Да нет, наверное, все не так просто. Поэтому и жалость к Сергею, и презрение к Марине у меня смешивались с чем-то еще. И только с маленьким Мишкой все ясно и понятно: он-то точно еще ни в чем не виноват.

Этот роман читается обманчиво легко. И после прочтения не оставляет в душе "жертв и разрушений", хотя думать – заставляет (а ведь именно это и является главным признаком хорошей книги!). Но я знаю достаточно многих людей, которые в нем для себя так ничего и не нашли. И, тем не менее, советую: прочитайте. Потому как (к сожалению!) взрослеть поздно или рано приходится всем. И иногда (опять же, к сожалению!) взрослеть приходится именно так, как описано в "Годе обмана". Надеюсь, что лично у Вас все же получится по-другому – и не важно, двадцать Вам или сорок.

 

Илья Тетеревков

#Личнаябиблиотека#Проект#ХАчучитать#ХАрошиекниги#ПоеХАли

#БиблиотекаИГЭУ#ИГЭУ#Рецензии#Геласимов#Годобмана

 

 

Проект или объединение: