Проект «Личная библиотека». Дэвид Митчелл "Литературный призрак" (1999 год)

Форма поиска

Аватар пользователя Трефилова Мария  Николаевна

 

Уже говорил, что иногда книги ко мне приходят странными путями. А иногда – и очень странными. В своих заметках я часто весьма нелицеприятно высказывался по поводу кинематографа (и я думаю, что оснований для такого подхода у меня более чем предостаточно). Нет, поймите правильно, я вовсе не считаю, что кино заведомо хуже литературы (ну ладно, что касается экранизаций, сознаюсь – считаю...). В этом мире достаточно прекрасных фильмов, посмотреть которые очень даже стоит. Вот только чаще всего такие фильмы не имеют под собой литературной основы или перерабатывают ее так, что мама, не горюй! Пока (я надеюсь, что только "пока") я знаю всего лишь один фильм, который мне нравится гораздо больше литературного первоисточника: "Жестокий романс" Рязанова по "Бесприданнице" Островского. И чего тут больше – моей нелюбви к Островскому, или гениальности Эльдара Александровича – просто не понимаю. Но факт остается фактом: "Жестокий романс" выигрывает у "Бесприданницы" со счетом десять к одному. По крайней мере, для меня.

При чем здесь Митчелл? Сейчас объясню. Не скажу, что "Матрица" – "наше все", но именно там братья Вачовски как режиссеры меня "зацепили". Поэтому когда представилась возможность посмотреть их новую работу  – "Облачный атлас" – я заинтересовался. И – провал. Не досмотрел... Фильм шел где-то около трех часов, я сломался примерно на первой трети. Потом прошло где-то полгода и я (сам не понимая, почему) снова попытался его посмотреть. И не смог оторваться. Досмотрел до конца, принял эту историю и осознал ее до конца. И теперь искренне считаю, что за последние лет так десять фильма лучше я не видел. Начал искать какую-либо информацию и выяснил, что "...атлас" – это по одноименному роману Дэвида Митчелла. Конечно же, я тут же попытался его прочитать. А поскольку читать (по крайней мере, новых для меня авторов) я предпочитаю в бумажном варианте, то отправился (как предсказуемо, не правда ли?) в библиотеку. А там именно этого романа и нет... Упс! Да, и на этом странности не закончились. Взял я для начала Митчелловский "Сон № 9". Ну и получил по полной! Осознал, так сказать, за что же Митчелла прозвали "английским Мураками". Да, осознать-то осознал, да вот только "Сон..." у меня не пошел. Причем дважды. Два раза я не сумел дочитать эту книгу до конца! Но благослови Господь мое упрямство: я взял в руки "Литературный призрак". И вот результат: мне не просто понравилось, я еще и советую прочесть этот роман другим. А что касается "...атласа", то я все еще надеюсь на эту встречу... И планирую ее на ближайшие полгода. Ведь: "На свете происходит столько интересного. И в основном по недосмотру."

Митчелл – писатель-садовник. Причем садовник умелый. Вы приходите в гости в его владения и наблюдаете. Причем наблюдаете явно не с самого начала. И, кстати, не надейтесь, что вам позволят досмотреть все до конца. Рано или поздно придется уйти. И если для вас это будет рано, то, возможно, что для Митчелла – поздно. Ваш взгляд будет перепрыгивать с одного растения на другое, отвлекаясь на яркие вспышки цвета и всплески запаха. И удержать внимание на чем-то одном не удастся. И только по прошествии времени все разрозненные детали сложатся в единую картину.

"Литературный призрак" рассказывает девять разных историй. Кобаяси – член японской секты – пытается организовать химическую атаку в японском метро. Сатору продает пластинки в токийском магазине и учится играть на саксофоне. Нил Броуз в Гонконге занимается финансовыми махинациями. На Святой горе в Китае женщина всю жизнь пытается как-то наладить собственную жизнь. Ну хотя бы поддерживать работу чайного домика. А вокруг – то японцы, то маоисты... Безымянный призрак переселяется из тела в тело, а мы застаем его в путешествии по Монголии. Маргарита Латунская  в Петербурге работает смотрительницей в музее и готовится принять участие в краже картины Делакруа. Барабанщик Марко в Лондоне записывает мемуары бывшего шпиона Альфреда. Мо Мантервари – выдающийся физик – прячется сначала в Гонконге, а затем на острове в Ирландии от военных, пытающихся заставить ее работать над оружием массового поражения нового типа. Ну и в Нью-Йорке Бэт Сегундо работает ночным ди-джеем на радио. И вот в эфир прорывается некто, называющий себя Смотрителем Зверинца. Ну, и в завершение – конец света. Казалось бы, ничего общего друг с другом эти истории не имеют. Казалось бы... Но это же Митчелл! Так что все изначально разрозненные эпизоды начинают проникать, просачиваться друг в друга и связываться случайным (ага, сейчас!) образом: "Мир человека состоит не из людей, а из историй. И нельзя винить человека в том, что та или иная история выбрала его, чтобы поведать о себе."

Истории, рассказанные в "...призраке", очень разные. Разным бывает и Митчелл. От откровенного романтика: "Зима уже начинала подтаивать и капала с веток серебристых берез, капля за каплей", - до мудрого наблюдателя: "Это утро звучит, как Элла Фицджеральд. На свете много чудес, что ни говори. Достоинство, благородство, доброта и юмор встречаются там, где не ждешь. Уже старухой, с ампутированными ногами, в инвалидной коляске, Элла пела как девочка, которая только что окончила школу и встретила первую любовь."

А еще он не стесняется быть резким (но справедливым): "... только что у нас прозвучала песня "Все еще без мозгов после стольких лет". С почтением посвящаю ее всем правительствам земного шара".

Что ж, скажу еще раз спасибо тем нелепым обстоятельствам, благодаря которым в мое жизни появился Дэвид Митчелл. В конце концов, новых великих писателей нынче встретишь не часто, не так ли? Так что прочитайте "Литературный призрак". Хотя бы для того, чтобы попытаться рассмотреть поближе ту паутину случайности, которая и зовется жизнью. И если Вам удастся добраться до конца этого нелегкого, но такого прекрасного пути, который представляет собой чтение этого романа, то Вам будет о чем подумать. И о чем вспомнить тоже будет, ведь: "Наши воспоминания всегда кто-то сочиняет".

Илья Тетеревков

#Личнаябиблиотека#Проект#ХАчучитать#ХАрошиекниги#ПоеХАли

#БиблиотекаИГЭУ#ИГЭУ#Рецензии#Митчелл

 

 

 

 

Проект или объединение: