Проект «Личная библиотека». Элена Ферранте "Моя гениальная подруга" (2011 год)

Форма поиска

Аватар пользователя trefilova

Кто такая Элена Ферранте? Несколько человек в мире знают правильный ответ на этот вопрос. Знают. Но делают все, чтобы для большинства ответ на него так и остался тайной. Есть версии, что Ферранте – псевдоним, и даже высказываются предположения, кто именно скрывается под этим псевдонимом. Но сама автор (или авторы) не считают нужным даже опровергать очередную версию, а уж тем более с ней соглашаться. Так кто же такая Элена Ферранте? Лично мне все равно. Путь на самом деле она окажется хоть донной Розой д’Альвадорез, лишь бы продолжала писать. Потому что, однажды открыв для себя это имя, я уже не хочу с ним расставаться. Точнее, не хочу (а, может быть, уже и не могу) расставаться с тем, что под этим именем публикуется.

"Моя гениальная подруга" – первая часть серии из четырех книг, объединенных под названием "Неаполитанский квартет". Далее идут "История нового имени", "Те, кто уходит, и те, кто остается" и "История о пропавшем ребенке". Лично я пока прочитал только первые две книги и заранее предвкушаю удовольствие от того, что мне предстоит прочесть еще две. Почему-то я полностью уверен, что Ферранте не подведет: по-крайней мере, "...подруга" и "История..." вывели из равновесия надолго.

Попытаюсь объяснить, что же вызывает у меня такой восторг от этих книг. Есть две составляющие, дающие именно такой эффект. По поводу первой поймал себя на мысли, что даже случайности в жизни не так уж и "случайны": рецензии на Кизи и Ферранте написаны друг за другом по прихоти генератора случайных чисел, "выкинувшего" друг за другом их номера из моего списка. Ну, если следующим номером будет Дэвид Митчелл, тогда уж точно придется поверить, что это судьба... О чем это я? В рассказе про "Над кукушкиным гнездом" Кена Кизи впервые случилось так, что я "похвалил" кинематограф. Правда, не саму экранизацию, а другой фильм, но что же тут поделаешь... Буду последователен: фильм (точнее, сериал) по "...подруге" хвалить не буду (честно? не смотрел... а если совсем честно – и не хочу смотреть, потому как боюсь, что ведь испортят...). Скажу про другое. Чтение Ферранте постоянно оставляло ощущение какой-то кинематографичности. В самом хорошем смысле этого слова. Причем не просто в хорошем, а в СТАРОМ хорошем смысле. Федерико Феллини, Джульетта Мазина, Марчелло Мастроянни, Микеланджело Антониони, Софи Лорен и так далее, и так далее. Великий итальянский кинематограф 50-х – 60-х годов 20-го века. Черно-белый, цветной... Неореализм, иногда на грани (если не за гранью) сюрреализма... Эти лица – их невозможно перепутать. При первом же взгляде на них понимаешь, что это – Италия. Без вариантов. Потому что есть то, что называется атмосферой. Нет, не так. Не атмосферой, а АТМОСФЕРОЙ. Есть только один воздух, который ТАК умеет подергиваться дымкой от жары в три часа дня. Это воздух Италии. Есть только одни ночи, которые ТАК темны. Темны до черно-синей густоты. Это ночи Италии. Есть только один запах, ТАК объединяющий роскошь и нищету одновременно. Запах кожи салонов дорогих машин и беднейших обувных мастерских. И это – запах Италии. Все это было в тех фильмах. И все это есть в романах Ферранте. К черту интернационализм, мультикультурализм и прочие "измы"! Человек должен понимать, кто он и откуда. Потому как без корней не будет и цветов. А у Ферранте они есть. И цветы, и корни... И помочь Вам понять и полюбить Италию лучше нее не сможет никто. Потому что она сама – любит и понимает. С каждым новым вдохом, с каждой новой строчкой. Причем так, что даже немного завидно...

Вторая составляющая успеха "...подруги" связана с тем, что меня обманули. Причем по-крупному. Нет, умом-то я понимаю, что это – художественное произведение. Пусть даже и с какими-то автобиографичными элементами, но все же художественное. Но верить в это я отказываюсь напрочь. Потому что не может быть так, чтобы в этом мире не было тех, о ком рассказано в "...подруге". Потому что настолько ярко показать характеры, дать столько подробностей, так реалистично провести героев по сюжету можно только в том случае, если все это – было. Две подруги – Лену и Лила – ссорятся, мирятся, взрослеют, пытаются выбраться из нищеты трущоб Неаполя, выходят замуж, разводятся... И пытаются стать счастливыми. А еще сохранить дружбу. А жизнь... А что – жизнь: "Она нервно усмехнулась:  Мечты рождаются в голове, но в конце концов оказываются под ногами". Или: "Вокруг не было ни души, и я расплакалась от одиночества. Кто я, что я такое? Я снова чувствовала себя красивой, у меня исчезли прыщи, солнце и море сделали меня стройнее, и все равно человек, который мне нравился и которому я хотела нравиться, не проявлял ко мне интереса. Что за клеймо на мне, что за проклятье? Наш квартал виделся мне бездной, из которой невозможно выбраться". А еще вот так: "Нам было по 12 лет, мы долго бродили по раскаленным улицам среди мошкары и пыли, поднятой проезжавшими старыми грузовиками, как две старухи, готовые поставить точку в своей полной разочарований жизни и продолжающие цепляться друг за друга. Никто не понимает нас, только мы, думала я, понимаем друг друга".

Я почти ничего не рассказал про сюжет. Да, не рассказал. И не буду. Уж слишком там много всего. И все – важно. Поэтому прыгните в эту воду, не раздумывая. Так, чтобы сразу. С головой. Но уж если Вы не сумеете выплыть, то не вините в этом Ферранте. Потому что уж она-то сделала все, чтобы дать Вам возможность удержаться на плаву. Хотя: "Красота – это как море в ясный день. Она подобна закату. Или ночному небу. Это пудра, которой мы стремимся припорошить свои страхи. Стоит ее смахнуть, и мы останемся один на один с чем-то ужасным".

Илья Тетеревков

#Личнаябиблиотека#Проект#БиблиотекаИГЭУ#ИГЭУ
#Рецензии#Ферранте #Моягениальнаяподруга

Проект или объединение: