Проект «Личная библиотека». Эрих Мария Ремарк "На западном фронте без перемен" (1929 год)

Форма поиска

Аватар пользователя trefilova

 

Я уже упоминал (когда писал про "Фиесту" Хемингуэя), что Ремарк – один из тех, кого по праву можно назвать мужским писателем. Хотя я лично знаю несколько очаровательных созданий женского пола, которые с большой любовью (и пониманием!) относятся к творчеству как одного, так и другого из пары Ремарк/Хемингуэй. Но, тем не менее, повторюсь: более "мужского" писателя, чем Ремарк, еще поискать... И дело не в каких-то сугубо мужских темах, а в общей направленности, стиле текста, взглядах и тому подобное (на заметку феминисткам: вас его творчество не оскорбит, так что попробуйте, прочитайте).

Ремарк – еще один яркий пример того, как жизнь человека объясняет, ЧТО и КАК он пишет. Если бы все пошло по-другому, то мир был бы лишен таких прекрасных и таких настоящих книг! Хотя я думаю, что сам Ремарк (если бы мог) судьбу себе поменял бы... Да и кому понравится в 18 лет попасть на войну. Быть раненым. Осознавая, что же есть война на самом деле, отказаться от ордена Железного креста. Быть вынужденным эмигрировать. Узнать, что на родине запретили и сожгли твои книги. Пережить инсульт. Хотя не все так плохо: в конце концов, он стал известнейшим писателем (даже номинировался на нобелевку, а в 30-х годах прошлого века это еще чего-то да стоило). Да и в личной жизни все было то мучительно, то прекрасно – для примера упомяну романы с Марлен Дитрих и Полетт Годдар.

Я долго колебался и раздумывал, про что же мне написать, выбирая между "Тремя товарищами" и "На западном фронте...". Обе эти книги мне дороги и сказать, что какая-то из них лучше другой – значит соврать. И все-таки я выбрал "На западном фронте...". Просто потому, что лучшей (и более честной) книги про войну я не встречал. Скажу честно: книги про войну я не люблю в принципе. Ну не привлекают меня описания танковых сражений, героических подвигов и так далее. Но у Ремарка – не про это. А про людей. А еще он пишет правду. А правда состоит в том, что, находясь на войне, человек думает не о том, как стать героем, а о том, как выжить. Правда состоит в том, что человек хочет вернуться. Назад. Домой. Живым! И важны не подвиги, а будни. Еда. Сон. Еще один прожитый день...

Да, на любой войне есть свои герои. Но в самой войне нет ничего героического. Это всегда боль, кровь и смерть. И не важно, из-за чего все началось. Главное, чтобы все закончилось...

Главный герой – Пауль Боймер – добровольно (как и весь его класс) идет в армию. И в 19 лет попадает в окопы Первой мировой. И постепенно хоронит, хоронит и хоронит всех, с кем был призван... А охраняя лагерь пленных русских, приходит к выводу о том, что никакой разницы между солдатами с той и другой стороны просто нет. Потому что это – не их война (и не надо упрекать меня в отсутствии патриотизма – это здесь совершенно ни при чем!). Почти через 60 лет после Ремарка в "Стальная крыса идет в армию" об этом гениально напишет Гарри Гаррисон: "Вот всегда так: старики посылают молодых воевать. Ставили бы в строй не моложе 55, разом бы все войны прекратились".

Да и сам Ремарк высказался вполне определенно: "...Кропп – философ. Он предлагает, чтобы при объявлении войны устраивалось нечто вроде народного празднества, с музыкой и входными билетами, как во время боя быков. Затем на арену должны выйти министры и генералы враждующих стран в трусиках, вооруженные дубинками, и пусть они схватятся друг с другом. Кто останется в живых, объявит свою страну победительницей. Это было бы проще и справедливее, чем то, что делается здесь, где друг с другом воюют не те люди".

И вот вам про "тех" людей: "Они все еще писали статьи и произносили речи, а мы уже видели лазареты и умирающих; они все еще твердили, что нет ничего выше, чем служение государству, а мы уже знали, что страх смерти сильнее. От этого никто из нас не стал ни бунтовщиком, ни дезертиром, ни трусом (они ведь так легко бросались этими словами): мы любили родину не меньше, чем они, и ни разу не дрогнули, идя в атаку; но теперь мы кое-что поняли, мы словно вдруг прозрели. И мы увидели, что от их мира ничего не осталось."

"На западном фронте без перемен" – горькая книга. Более того, это книга, от которой больно. Она не приводит в ужас, нет, все гораздо хуже: от нее веет безнадегой и безысходностью. Но эта книга – лекарство. Не плацебо в сахарном сиропе, а отвратительная пилюля, без которой можно и не выжить. Разочарование и усталость – спутники почти каждой страницы этого романа:

"Война сделала нас никчемными людьми. Мы больше не молодежь. Мы уже не собираемся брать жизнь с бою. Мы беглецы. Мы бежим от самих себя. От своей жизни. Нам было восемнадцать лет, и мы только еще начинали любить мир и жизнь; нам пришлось стрелять по ним. Первый же разорвавшийся снаряд попал в наше сердце. Мы отрезаны от разумной деятельности, от человеческих стремлений, от прогресса. Мы больше не верим в них. Мы верим в войну."

Защищать свою Родину, если на нее напали, необходимо. Но человек, прочитавший "На западном фронте без перемен" и сумевший понять, о чем же на самом деле эта книга, никогда сам войну не начнет. Поэтому прочитайте: кто ж его знает, как оно повернется...

Илья Тетеревков

#Личнаябиблиотека#Проект#ХАчучитать#ХАрошиекниги#ПоеХАли

#БиблиотекаИГЭУ#ИГЭУ#Рецензии#Ремарк#Назападномфронте

 

Проект или объединение: