Болезненный, замкнутый пессимист, ненавидящий свою работу (страхование – та-а-а-кой захватывающий вид деятельности...) чешский еврей, пишущий на немецком (честное слово, Аддамс и Кафка подряд выпали совершенно случайно!). Писал Кафка всю жизнь. Писал много. Правда, почти не публиковался – так, несколько рассказов. А вот самое главное – романы "Процесс", "Америка" и "Замок" – дошло до нас благодаря способности людей не держать свое слово. Все, что было написано Кафкой, он завещал сжечь после своей смерти. Его подруга волю покойного выполнила (ну, почти...). А вот Макс Брод (друг, соратник и тоже писатель, хотя и далеко не такой известный) его рукописи не сжег. Так мы и получили возможность прикоснуться к ... А к чему мы получили возможность прикоснуться? Назвать это ужасами – не уверен. Это не Лавкрафт, не Кинг, не Барр и так далее. Назвать это абсурдом – ну, это не Хармс, не Ионеску... Но это – страшно. Здесь нет ни крови, ни раскиданных внутренностей. Но – страшно! Страшно потому, что не оставляет никакой надежды. Все было, есть и будет плохо. Просто потому, что по-другому быть не может. В советское время среди филологов была "милая" шутка: "Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью". Есть много литературных миров, но, пожалуй, мир, описанный Кафкой, лично для меня предпочтителен наименее всего.
Есть страх и ... страх. Когда вас преследует маньяк с бензопилой, то это – страшно. И в этом случае причина страха конкретна и понятна. А есть страх без видимых причин, когда происходящее непонятно и выматывающе. И если от маньяка (может быть) можно убежать, то воздух, на 90% состоящий из страха, будет окружать тебя всю жизнь. А может, и дольше. Так вот, Кафка – это про второе. Не про маньяков. Про жизнь. Жизнь, не имеющую ни шансов, ни смысла. Понять это и бороться с этим невозможно. Потому что абсурд победит все равно.
Итак, сюжет "Процесса". Главному герою, Йозефу К. сообщают о том, что против него начат судебный процесс. И он, вроде бы как, арестован. Хотя остается на свободе. В чем обвиняется – неизвестно. Что делать, чтобы защититься или прекратить процесс – неизвестно. Что ему грозит – неизвестно. Вот такая вот «определенность». Периодически происходят заседания суда. В разных местах – на каких-то квартирах, чердаках, подвалах. Конкретики – ноль. Есть адвокат, который занимается чем-то. Не спрашивайте, чем – этого не знает никто. Что же здесь страшного? Очень просто: весь этот кошмар никого НЕ УДИВЛЯЕТ! Все участники этого чумного балагана воспринимают его КАК ДОЛЖНОЕ! А ожидание конца может быть гораздо мучительнее, чем сам конец. "– К вашим услугам. – Чего тебе надо? – спросил адвокат. – Опять пришёл некстати. – Но меня как будто звали? – спросил Блок не столько у адвоката, сколько у себя самого, и, вытянув руки, словно для защиты, уже приготовился бежать. – Да, звали, – сказал адвокат. – И всё равно ты пришёл некстати. – И, помолчав, добавил: – Ты всегда приходишь некстати."
Из всех книг, о которых я уже писал (да, наверное, и тех, о которых еще только напишу), «Процесс» требует от читателя наибольшей подготовленности и большого внутреннего мужества. Чтение «Процесса» – это уж точно не удовольствие. Это – работа. Но человек, предпочитающий считать себя думающим, а не жвачным, наверное, должен эту работу попытаться сделать. Хотя бы для того, чтобы Кафка «былью» так и не стал... Ведь «Приговор не выносится сразу, но разбирательство постепенно переходит в приговор».
#Личнаябиблиотека#Проект#БиблиотекаИГЭУ
#Рецензии#Кафка#Процесс
Илья Тетеревков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 670 просмотров