Некоторые люди просто не способны жить так же, как и все остальные. Почему не способны? Да кто бы знал... Просто не могут, и все. Вот не получается у них по-другому: жизнь идет "поперек" всего, что считается нормой. Франсуаза Саган – типичный пример того, как нужны подобные люди этому миру. Потому что без них все слишком примитивно. Да, без них – легче. Но избавь нас Господи от подобной легкости! Саган всю жизнь была осуждаема. Иногда любима, но – осуждаема. За книги, образ жизни (а почудила она, надо сказать, изрядно!). Но лично я считаю, что во Франции во все времена было всего две великих Женщины: Эдит Пиаф и Франсуаза Саган. И пусть обе "сгорели" от неумения справиться со своей жизнью и с самой собой, но каким же ярким было это пламя! (Для недоумевающих по поводу Пиаф: в качестве примера того, что я имею в виду, найдите где-нибудь историю про Эдит, немецкий концлагерь и паспорта. По-моему, это самое наглядная иллюстрация того, что значит быть Человеком).
Свой первый роман ("Здравствуй, грусть" – кстати, очень рекомендую) Саган опубликовала всего в 19 лет. Как молодая девушка сумела написать настолько умную и зрелую книгу – тайна, неразгаданная до сих пор. По крайней мере, ни до, ни после нее подобный фокус не сумел повторить никто. И, кстати, если Вы хотите понять, что же такое великая французская литература, то без знакомства с творчеством Саган Вам это не удастся. Потому что без нее в этой картине будет огромная дыра с рваными краями. И занять ЭТО место кроме нее не сможет никто.
Проза Саган – хрупкая, болезненная и до предела нервная. Но, хотя она часто пишет о состояниях, которые иначе как депрессивными не назовешь, ее книги после прочтения не оставляют ощущение тяжести и безысходности. Наоборот, есть эффект какого-то очищения. Даже когда все заканчивается плохо (а оно так и заканчивается – в общем, все, как в жизни). И эта хрупкость сродни драгоценному, тонкому фарфору. Ты любуешься и восхищаешься этой красотой. Поражаешься неповторимой чистоте линий и формы, тончайшему узору. Но эта красота настолько беззащитна и ранима, что нет никаких шансов сохранить ее целой. И вот, еще не осознав, как же это произошло, но ты держишь в руках уже только одни обломки. И пытаешься сохранить хотя бы их. А они впиваются в твои ладони и ты истекаешь кровью, но боишься отпустить, потому что тогда – все. И в этом случае выход только один – дочитать до конца. Дочитать, может быть, поплакать, и отпустить. Отпустить свою собственную боль и найти в себе силы принять жизнь такой, какая она есть.
"Немного солнца в холодной воде"... Про что же это? Конечно же, про любовь. Которая полностью так и не согреет. Но хотя бы на время не даст утонуть. Да и света хоть чуть-чуть, но добавит. Главный герой – журналист Жиль – мается от скуки, депрессии и безысходности. Не радует ничего. Ни работа, ни дом, ни любовница. Ну что ж, не он один: "...на свете не существует прирожденных счастливцев...".
Возможно, что перемена мест – лучшее лекарство от тоски. И временный переезд в провинцию, к сестре, дарит Жилю встречу с Натали. Она, правда, замужем, но кому и когда это мешало – не правда ли? И вот начинается сначала интрижка, потом роман, а затем уже все совсем серьезно – по типу "живем вместе": "Жиль держал Натали за руку, он ни о чем не думал и лишь смутно ощущал, что это полное отсутствие мыслей и есть подлинное счастье. "Вот только если долго жить с пустотой в душе, то она в конце концов снова возьмет свое. Как говорила (а точнее, пела) старушка Cher, "But sooner or later we all sleep alone". И история Жиля и Натали тоже закончилась. И, как нетрудно догадаться, закончилась плохо... Но хоть на какое-то время эта холодная вода была освещена солнцем. Хоть на какое-то... А это все же лучше, чем ничего, не так ли?..
Кто же знает, что такое любовь? Нет, если провести опрос, то свое мнение найдется у каждого. Вот только истину не знает никто. И Саган тоже не знает. Но она, как минимум, очень к ней близка. По крайней мере, ей веришь:
"В любви всегда кто-то один в конце концов заставляет другого страдать и, что лишь иногда, очень редко роли меняются."
"– Как мы спустимся к ним? Без всяких объяснений?
– Это единственный способ. Никогда не нужно ничего объяснять."
"... в тот день, когда вы устыдитесь того, что любите, вы погибли..."
Франсуаза Саган сумела пробить мой защитный панцирь. Пробила. И сделала мне очень больно. Попробуйте и Вы почувствовать и принять эту боль. Потому что в жизни это одна из самых необходимых вещей: иногда ощущать подобное. Суметь принять. И пережить. Ведь иначе сказать, что Вы жили по-настоящему, значит соврать. Потому что именно подобная боль и определяет разницу между "жить" и "существовать". В конце концов: "Есть слишком очевидные вещи, которые не нуждаются в словесном выражении."
Илья Тетеревков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 681 просмотр