Проект «Личная библиотека». Катя Пицык "Город не принимает" (2015 год)

Форма поиска

Аватар пользователя trefilova

 

Признаваться в мазохизме – стыдно. Делать это публично – стыдно вдвойне. Но я рискну. "Город не принимает" – не книга. "Город не принимает" – это нож, который режет настолько отчаянно, что уже не чувствуешь ничего, кроме безграничной боли. Которая потом почему-то (знать бы, почему?) переходит в ощущение невыразимого счастья от того, что ты это позволил. И, кстати, я посмел подарить эту книгу двум очень важным и дорогим для меня людям – и их ощущения удивительным образом во многом совпали с моими...

Из тех книг, которые я люблю искренне и прочно, ни одна не приходила ко мне так трудно, как "Город...". Началось все с нелепой красной обложки с каким-то «драным» шрифтом в названии. «"Хм" – подумал я... "Еще одна, прости Господи, светская львица, или, спаси и сохрани, блоггерша, с чего-то решившая, что она умеет писать...". "Катя", понимаешь ли... Ведь, наверное, взрослая тетка, а "Катя"...». Обычно первое, что  я делаю, когда мне в руки попадаются подобные произведения – это срочно их из этих самых рук роняю. В медицинских целях. Ну, чтобы не заразиться. А тут что-то меня заставило эту книгу рассмотреть чуть подробнее. И случилось чудо... Вообще-то я приверженец идеи Шукшина насчет того, что главное – это не читать предисловий! Поэтому всячески игнорирую слова о книге, помещаемые на обложку. Но в этом случае из трех таких мини-отзывов два были подписаны женщинами, мнение которых для меня достаточно значимо. Во-первых, "Город..." порекомендовала Марина Степнова (да-да, та самая, про "Женщины Лазаря" которой я уже писал). А уж если я в чем-то и сомневаюсь, так точно не в ее литературном таланте. А во-вторых (что было очень неожиданно!), похвалила "Город..." и Ирина Богушевская. Я понимаю, что, к сожалению, большинству наших сограждан это имя мало что говорит... А жаль! Я знаю ее не как актрису (увы, но не видел ни одну из ее работ в этой области), а как поэта и певицу. Причем то, что она делает, относится к такой области, как (спокойно!) шансон. Но шансон не тот блатняцко-маршруточный, который в ходу у нас, а настоящий, основанный на французской городской песенной культуре, с примесями джаза, кабаре и еще много чего. Короче, послушайте, к примеру, "Нежные вещи" 2005 г… Так вот, то, что делает Богушевская, характеризует ее как человека с безупречным вкусом. Поэтому, встретив тандем Степнова + Богушевская, я понял: надо читать! Чем, в общем, и занялся...

Бывают книги, в которые влюбляешься с первых строк (одна такая – в следующей рецензии). Бывают книги, которые просто не дают себя прочесть (привет Дж. Джойсу!). "Город..." пошел очень трудным путем. Первые страниц 40 я мучился, пытаясь поймать ритм и темп этого текста. Плевался, матерился, мучился, но читал! А потом... Нет, не скажу, что я привык: к этой книге привыкнуть невозможно. Просто она поймала меня, а я с этим согласился и перестал "вырываться". И после этого и пришло понимание, которое встречается крайне редко: я люблю ее, а она – меня. Да, ее любовь ко мне жестока и (иногда) несправедлива, но я ее чувствую... И к Кате – никаких претензий. В конце концов, она же честно предупреждала: "Знаете, мне один человек сказал, что ему не нравятся мои картины. А я ему ответил: не отчаивайтесь".

О чем эта книга? Господи, да если бы я знал... Говорят, что история – как хорошее вино: должна созреть. Я бы даже сказал, выстояться и даже отстояться... Легко писать про сегодня. Еще легче – про завтра. А вот про вчера... Что ж, видимо, мы уже достаточно отдалились от того времени, что называется "девяностыми". Потому что только в последние несколько лет начали появляться книги, посвященные этому времени. Причем великие книги. Такие, как "Город не принимает". А времечко-то было еще то!.. Наверное, каждый помнит о девяностых что-то свое. Мои воспоминания, даже нет, не воспоминания, а "послевкусие" от этого времени удивительным образом похоже на то, о чем пишет Пицык. Тогда казалось, что вот оно – как говорится, "свобода нас встретит радостно у входа". Ну да, встретила... Только не одна. А со всеми сопутствующими приложениями. А дальше – как у главной героини. Живешь ты себе спокойненько в общаге и изучаешь искусствоведение. И вдруг оказывается, что все это никому не нужно. А тебе тупо нечего есть. Но самое страшное – не отсутствие еды (рано или поздно жить голодным привыкаешь), а отсутствие смысла: "Мы – поколение сирот. Наши родители не смогли дать нам ничего, кроме жизни и денег".

И надо как-то приспосабливаться. И герои этой книги пытаются сделать именно это. С весьма небольшим, надо сказать, успехом. И все это на фоне Города. Да, именно Города, с заглавной буквы. Потому что это не просто город – это мой родной и любимый Питер. Я там родился. Я брежу этим городом. И в последний раз я был там очень много лет назад. И очень хочу успеть побывать там снова. Хочу и боюсь. Боюсь до тошноты и дрожи в коленях, что мой Город меня не примет. Но читая Катю Пицык, я видел его гранитные набережные, я кашлял от его промозглой сырости, я восхищался его дворцами и ненавидел его неумытую дворовую грязь. Короче говоря, я ощущал именно то, что делает и меня, и этот Город живым. Живым и настоящим.

Не думаю, что стóит подробно писать про сюжет и героев этой книги. Скажу лишь, что "тогда" и "там" все это было возможным. И Валечка по прозвищу Джоконда, застрявшая в своей красоте и аутизме. И Ульяна по прозвищу Королева – элитная проститутка, безумно влюбленная в искусство как таковое. И все остальные – трогательно-нелепые, как будто нарисованные мелом на грязном асфальте великого Питера. Как говорили на уроках литературы в моем советском детстве – "лишние люди". Да, может быть! Они – лишние. Самим себе, иногда друг другу и уж точно этому Городу. Но не мне! Не мне...

Обычно в конце я пытаюсь как-то обратиться к тем, кто читает мои заметки с призывом прочитать книгу, о которой я писал. А в этот раз скажу так: идите к черту! Мне достаточно того, что "Город не принимает" прочел и полюбил я сам. Поэтому я обращусь не к читателям, а к Кате Пицык: Пожалуйста, напишите что-нибудь еще. Неважно, о чем. Но напишите. Дайте мне этот шанс. В конце концов, Вы обещали: "Счастье невозможно для тех, кто не любит друг друга. Для всех остальных дороги открыты."

Илья Тетеревков

#Личнаябиблиотека#Проект#ХАчучитать#ХАрошиекниги#ПоеХАли

#БиблиотекаИГЭУ#ИГЭУ#Рецензии#Пицык

 

 

 


 

 

 

Проект или объединение: