Проект «Личная библиотека». Милан Кундера "Вальс на прощание" (1972 год)

Форма поиска

Аватар пользователя trefilova

 

Трудно ли писать гениально? Еще бы! А трудно ли писать гениально сначала на своем родном чешском, а затем на "вынужденно-родном" французском? По моему непросвещенному мнению – запредельно. Но Кундере как-то удается. Начав писать и работать в социалистической Чехословакии, он был сначала лишен возможности публиковаться, а потом у него и вовсе отобрали гражданство, причем поводом послужил один из его романов, а не участие в демонстрациях протеста. Что ж, если своей родной стране он оказался не нужен, то Франция приняла его довольно радушно. Первые лет десять он еще "держался" – писал на чешском, а затем окончательно перешел на французский.

К сожалению, очень многие (если не подавляющее большинство) не знают, кто такой Милан Кундера. И самое известное его произведение – "Невыносимая легкость бытия" – если кому-то и знакомо, то скорее по одноименному фильму. Что ж, традиционная для меня рекомендация: фильм – не смотреть, книгу – читать! Поймал себя на мысли, что мой выбор между "...легкостью..." и "Вальсом..." абсолютно иррационален. Оба романа – прекрасны и после прочтения оставляют в душе удивительно светлый след. Может быть, в "Вальсе..." меньше политики и диссидентства, хотя и в любой другой книге Кундеры "социалка" не есть главное. А может быть, именно "Вальс на прощание" как никакой другой роман показывает, что же это такое – быть человеком. Причем быть человеком в очень не простом мире. И при этом любить, прощать, ошибаться, надеяться...

"Вальс на прощание" – это книга, расставляющая все по своим местам. Один мой знакомый как-то сказал, что Кундера как писатель для него слишком жесток. Не знаю... Жесток ли удар кулаком в переносицу, если цель этого удара – заставить человека прийти в себя и наконец-то понять, где он и зачем он? Жесток ли замах ножа, вскрывающего грудную клетку в целях прямого массажа сердца, если заставить это сердце биться по-другому уже никак не получится? Если в книгах Кундеры и есть хоть какая-то "жестокость", то лично я ее не ощутил. Да, читать его иногда довольно трудно: "простым" писателем его не назовешь... Ну да, извините – не Донцова...

"Вальс на прощание"... Маленький курортный городок. Восемь человек, судьбы которых переплетаются и образуют узор, который плетет сама судьба. Вот только и сами герои постоянно вмешиваются в это переплетение, добавляя туда новые узлы. Медсестра Ружена после интрижки на одну ночь, также как и второй участник этой "оплошности" – столичный музыкант Клима – вынуждены решать, оставить ли будущего ребенка, или же сделать аборт. Сам Клима постоянно изменяет своей жене и считает, что от этого любит ее все больше и больше. Гинеколог Шкрета "играет в Бога": при лечении от бесплодия (если он считает "виновным" мужа) своим пациенткам он делает инъекции собственной спермы. Якуб, отсидевший по политическим мотивам, помогает Ольге – дочери того самого человека, из-за которого он и сел в тюрьму. Ну и Смерть, протягивающая к этому узору свои ржавые ножницы, чтобы обрезать одну (или пару) ниточек – капсула с ядом, предназначенная для самоубийства одного, случайно оказывается в баночке с таблетками у другой... Да, поистине, такая вот "легкость бытия" часто оказывается действительно невыносимой... Хотя человек – это такое существо, которое может вынести все. Это удается не всем. Но иногда – удается.

В этой жизни стоит (в основном) прислушиваться  только к самим себе. Высказывание на счет того, что "дураки учатся на своих ошибках, а умные – на чужих" банально и глупо до невообразимости. Полно вам! Никто не учится никогда и ничему. Ни на своих ошибках, ни на чужих... Но если кроме своего внутреннего голоса слушать еще чей-то, то уж, по крайней мере, это должен быть голос того, кто понимает людей. Вот Кундера – он понимает: "Соблазнить женщину... умеет каждый дурак. Но по умению расстаться с ней познается истинно зрелый мужчина". Или: "Наивысшее наслаждение для человека – это быть предметом восхищения." Может, хотя бы попытаетесь прислушаться? В конце концов, «принимать жизнь во всех ее проявлениях означает принимать непредвиденное».

Илья Тетеревков

Проект или объединение: