Проект «Личная библиотека». Мюриель Барбери "Элегантность ежика" (2006 год)

Форма поиска

Аватар пользователя trefilova

 

Госпожа Барбери – философ. Нет, не в том смысле, что она в своем творчестве "размышляет о смысле жизни", "ищет пути познания мира" и "выстраивает гуманистическую концепцию мироздания" (мама дорогая, прочитал и вздрогнул – как омерзительно все это звучит). Она – философ в самом прямом смысле: работает она им, профессором философии. Но, слава Богу, в ее случае это не является отягчающим обстоятельством, хотя явно накладывает некий отпечаток на творчество. И, как истинный философ, она после невероятного успеха своей второй книги (того самого "...ежика") поступила абсолютно логично: перестала писать и уехала в Японию. Правда, лет через 10 "сорвалась" и написала-таки третью книгу, с которой я еще подробно не ознакомился, но уже заранее напуган ее жанром ("городское фэнтези"? От Мюриель Барбери? Она с ума сошла? Мы пережили конец света и не заметили?). Так что все, о чем буду писать дальше, основано только на впечатлениях от двух ее первых романов – "Лакомство" и "Элегантность ежика" – которые читать, безусловно, стоит.

Современная французская проза. Причем женская... Если Вам категорически не нравятся Саган и Гавальда, то пройдите мимо: не поймете и не заденет. Если для Вас книга – источник развлечения а-ля киношный блокбастер, то не тратьте время и силы: все будет напрасно. А вот если нестандартный текст и малодинамичный сюжет не оттолкнут от того, чтобы заставить себя задуматься, то Вам – сюда. Уж что-что, а думать "Элегантность..." заставляет точно.

После прочтения "...ежика" остается очень странное ощущение. Пожалуй, наиболее подходящим словом будет "больно". Представьте, что Вы держите в руках бокал из дорогущего стекла, наполненный столь же дорогим вином. И вокруг все шатается так, что Вы сжимаете этот бокал очень сильно. До того сильно, что он трескается у Вас в руках, а далее – резкая вспышка и вот уже по ладони стекает кровь вперемешку с вином, а Вы безуспешно пытаетесь вытащить мелкие осколки, делая все еще хуже и хуже. И да, скажу сразу: после прочтения "...ежика" все осколки вытащить так и не удастся, так что придется научиться с этим жить...

Первое, что приходит в голову при прочтении "...ежика" – это банальная фраза "все мы носим маски"... Но Барбери подает эту идею в соответствии с названием, то есть гораздо более элегантно. Известно, что ежики рождаются с мягкими и гибкими иголками. А затем эти иголки твердеют и становятся той самой колючей шубкой, которая и делает ежика ежиком. Причем никто не говорил, что сам ежик этого хочет – просто иначе не выжить. С этой точки зрения люди – те же ежики: хочешь не хочешь, а выставляешь напоказ свои иголки, чтобы никто даже не пытался подойти слишком близко и зацепить по живому. А если ты к тому же еще и сильно отличаешься от других, то желающих зацепить найдется достаточно. Так что самозащита становится нормой жизни, а точнее – выживания. Вот только настоящую красоту или (по Барбери) элегантность при этом рассмотреть становится если и не невозможно, то невероятно трудно.

Две главных героини "Элегантности..." невероятно разные и невероятно похожие одновременно. Одна – Рене Мишель – вдова 54 лет, работающая консьержкой, не имеющая официального образования, старая, некрасивая, держит (в полном соответствии с общепринятыми представлениями о консьержках) толстого кота и постоянно смотрит телевизор (точнее, делает вид, что смотрит). А на самом деле, оставаясь наедине с собой, Рене читает философские трактаты и хорошую литературу, слушает оперы и симфонии и смотрит на DVD классику европейского кинематографа. И больше всего на свете боится, что кто-нибудь узнает ее главную тайну: то, что она невероятно умна. Почему? Ну, а как же: "Консьержки “Немецкую идеологию” не читают, и им, слава богу, неведом одиннадцатый тезис о Фейербахе. Если же вдруг найдется среди них такая, которая читает Маркса, значит, она ступила на путь порока и продала душу дьяволу, имя которому – профсоюз. А что консьержка может читать подобную литературу просто-напросто для общего образования – так это полная нелепость, которая ни одному нормальному буржуа и в голову не придет".

Вторая героиня – Палома – живет в доме, где работает Рене. Она тоже невероятно умна, но скрывает это от окружающих, чтобы избежать ненужного внимания. Не находя должного применения своему уму, она в свои 12 лет успевает полностью разочароваться в жизни как таковой: "Все, с кем общаются мои родители, прошли один и тот же путь: в молодости старались выжать все, что можно, из своих мозгов, воспользоваться преимуществом хорошего образования и выбиться в элиту, а потом всю жизнь диву давались: почему такой многообещающий дебют привел к такому убогому существованию? Люди пускаются в погоню за звездами, а кончают тем, что трепыхаются, как золотые рыбки в аквариуме. Так не проще ли, спрашивается, с самого начала учить детей, что жизнь абсурдна. Пусть это несколько омрачит детство, зато сбережет немало времени в зрелости да еще, между прочим, предохранит от душевной травмы – я имею в виду аквариум".

К своему приближающемуся 13 дню рождения Палома готовит себе "подарок": она решила, что если так и не поймет, ради чего же персонально ей стоит жить, то она в этот день покончит жизнь самоубийством. И проблема в том, что смысл-то как-то не ищется... А назначенный день все ближе... Но: "Такова в наше время человеческая жизнь: каждый взрослый должен непрерывно восстанавливать свой образ – грубо скроенную, эфемерную, непрочную личину, под которой скрывается отчаяние, и, стоя перед зеркалом, повторять самому себе ложь, которой надо верить." ... "Но цена! Какую цену приходится платить за постоянное притворство! Когда наступает критический момент – а смертному его не избежать – и маска падает, как страшно бывает увидеть истину!"

Да, еще в книге появляется загадочный японец (куда ж без них!), с которым обе героини и начинают общаться. Хотя главное в другом: два ежика сумели рассмотреть друг друга и понять, что под колючей шубкой находится Человек. Интересный Человек, со своими мыслями и чувствами, которые достойны того, чтобы ими поделиться. И потихоньку иглы становятся все менее колючими и длинными... Правда, заплатить за эту метаморфозу придется. Как именно, не скажу – прочитайте сами. Предупрежу лишь, что хеппи-энда не будет. Это же жизнь, а не женский роман, не правда ли?

Прочитайте "Элегантность ежика". Прочитайте. И, может быть, и Ваши иглы станут чуть мягче и чуть короче. И, если Вам повезет, то найдется человек, который оценит Вашу метаморфозу и не воспользуется ей в своих целях. Потому что все остальное к настоящему счастью не имеет никакого отношения.

 

#Личнаябиблиотека#Проект#БиблиотекаИГЭУ 
#Рецензии#Барбери#Элегантностьежика 

                                                                                                    Илья Тетеревков

 

Проект или объединение: