Проект «Личная библиотека». Петер Аддамс "Убийство в замке" (1974 год)

Форма поиска

Аватар пользователя trefilova

 

Наверное, самый парадоксальный выбор из всего, что здесь есть и еще будет. И тому есть две причины. Во-первых, за долгое время мне так и не удалось (а я пытался!) среди своих знакомых найти хотя бы еще одного человека, который не то чтобы прочитал, а просто бы знал о существовании этой книги. Во-вторых, меня редко интересует не сама книга, а то, что вокруг нее. Но в данном случае... Итак, по порядку. Настоящее имя автора – Борис Дьяченко. Попытка логического анализа приводит нас к мысли о славянском происхождении. Место рождения – Рига. Попытка применить логику под номером два: "нешто" прибалтийское. Начало Второй Мировой – Франция. Остановимся? Нет, конечно, потому что потом – Германия и участие в антифашистском подполье. В результате – остальная часть жизни проходит в Восточной Германии, так что дело мы имеем с немецким социалистическим писателем, далее выступающим под псевдонимом Петер Аддамс. Звучит не сильно привлекательно... Особенно если учесть, что первые его "опусы" были либо про революцию, либо про немецкое сопротивление (и здесь дело не в том, что что-то не так с темой, а просто сами произведения как-то так, на троечку...). А потом  он начал писать детективы, и "гранд финалом" стало "Убийство в замке" (с подзаголовком "Детективный гротеск о нравах английского общества"). Роман-пародия, сатира высочайшего качества. И вот вам главная причина для прочтения этой книги: русский прибалт, живущий в Германии, сумел представить миру шикарнейшее соединение Кристи и Диккенса, Кэрролла и Джерома: интересное детективное полотно с неповторимым английским юмором. И, с точки зрения юмора автор "пленных не берет", о чем, в принципе, очень честно объявляет сразу же в предисловии: "В этой книге происходят следующие преступления: два убийства, два покушения на убийство, две кражи со взломом (совершены полицейскими служащими ЕЕ Величества), жульничество, нарушение неприкосновенности жилища, взяточничество, грубое введение властей в заблуждение по существу дела. Даже самый снисходительный судья вынес бы приговор о тюремном заключении общим сроком трижды пожизненно, тринадцать лет, шесть месяцев и восемнадцать дней. Эти статистические данные достаточно обоснованно раскрывают содержание и литературное значение произведения. Остается лишь предать гласности, что пришедший в упадок английский замок, в котором встречаются скорбящие наследники весьма почтенного сэра Роберта Торпа, явится местом самых запутанных и ужасных происшествий, которыми сначала несколько беспомощно занимается тучный, постоянно испытывающий жажду комиссар полиции Бэйли. Эту книгу следовало бы особенно рекомендовать для чтения в приемной у зубного врача, где благосклонный читатель, который несмотря на то что, просмотрев бесчисленное множество реалистических детективных фильмов за зимний сезон телепередач, уже прошел хорошую школу, наверняка забудет о своей боли. О ценности этой книги говорит, пожалуй, и тот факт, что за это время издательство потеряло двух уважаемых редакторов, один из которых стал жертвой паралича сердца, а другой умер от смеха."

Коротко о сюжете. Лорд Торп, умирая, завещал всё, что нажито непосильным трудом (хотя, по правде, скорее не нажитое, а непропитое...) своей вдове Дороти. Но поскольку самым сильным и искренним чувством обоих супругов друг к другу была ненависть, то "бонусом" к имуществу прилагалась необходимость для вдовы прожить в наследуемом замке в течение 10 лет в компании других наследников (описывать этих персонажей не буду, оставлю удовольствие познакомиться с этим паноптикумом для каждого читателя персонально: поверьте, оно того стоит). И вот тут-то и "понеслось": пожар, взрыв, а также менее экзотические способы уменьшить количество наследников. Ах, да, это же замок: так что привидение тоже есть. Как говорится, полный комплект... Кто выживет? А кто нет? Кому достанется все? И кто же стоит за всеми попытками убийства? Не скажу! Но отмечу, что шанс понравиться Вам есть практически у каждого персонажа этой книги: и у эксцентричной вдовы Дороти, и у нелепого комиссара Бэйли, и у "добрейшей души" экономки Патриции, и так далее, и так далее...

Да, это – не совсем литература. Это – театр. Причем театр абсурда. Но театр высочайшей пробы. Так что беру свое утверждение назад: это – литература. Причем настолько талантливая, что начинаешь видеть эти сцены так, как будто они на самом деле происходят перед тобой. Например, великолепный эпизод, когда дворецкий появляется с надувным крокодилом – браво!

"Убийство в замке" не заставит вас думать. "Убийство в замке" вряд ли позволит вам понять про этот мир что-то такое, чего вы не знали или не осознавали до сих пор. Но побалуйте себя: прочитайте! И если уровень вашего чувства юмора не выражается отрицательной величиной, то хорошее настроение вам гарантировано. А в наше время это не так уж и мало...

#Личнаябиблиотека#Проект#БиблиотекаИГЭУ

#Рецензии#Аддамс#Убийствовзамке

 

                                                                                                    Илья Тетеревков

 

 

Проект или объединение: