Проект «Личная библиотека». Российская фантастика (Вадим Панов / Евгений Лукин / Михаил Успенский)

Форма поиска

Аватар пользователя Трефилова Мария  Николаевна

 

Помнится, в установленных мною же самим правилах значилось, что каждая статья посвящается одной книге (на крайний случай, одному циклу) одного автора. Но кто ж мешает мне это правило нарушить? Правильно: никто, поэтому в этот раз я буду писать о целом жанре. Точнее, о некоторых его представителях. Потому как фантастика – область необъятная и слишком разнообразная, чтобы охватить ее целиком. А поскольку я люблю книги умные, то и предпочтения мои в этом жанре обусловлены в первую очередь не занимательностью сюжета (хотя когда хорошей книге это мешало!), а именно тем, что стоит ЗА этим самым сюжетом.

Позволю себе разделить всех авторов на три группы: "классики", "известные/популярные" и "любимые". Для начала – коротко про первые две, а уж про третью группу потом поговорим подробнее.

Итак, "классики". Трудно сказать, с кого все началось. То ли с Алексея Толстого с его "Аэлитой" и "Гиперболоидом инженера Гарина", то ли с Александра Беляева с "Головой профессора Доуэля" и "Человеком-амфибией". Но для меня здесь есть две вершины, без которых обойтись невозможно. Во-первых, Иван Ефремов. Для человека, считающего себя думающим, не прочесть "Лезвие битвы" – преступление из разряда непростительных. Ну и во-вторых, конечно же, братья Стругацкие. Здесь и "Пикник на обочине", и "Трудно быть богом", и "Град обреченный". И много чего еще. На этом с "классиками" закончим, ибо с ними все понятно: читать – обязательно!

Теперь со второй группой: "известные/популярные". Конечно, отнести или не отнести кого-либо к этой группе – дело весьма субъективное. Поэтому сразу договоримся: камнями (как и чем-либо другим) не бросаться! Хотя с авторами этой группы (за редким исключением, но я их вывел в третью) у меня как-то не сложилось... Итак, кто же у нас здесь? Безусловно, Сергей Лукьяненко с его "Дозорами" и прочими произведениями. Краткая рецензия: читабельно. Но, увы, для меня – не более. Здесь же неутомимый (и неистощимый – но не с точки зрения идей, а с точки зрения количества страниц) Ник Перумов. И местами его фэнтези бывает интересным, хотя зачастую вторичным: начинал он с написания продолжения Толкиновского "Властелина Колец". Но для меня у него, как у писателя, есть огромная беда: провальные концовки. То есть ты читаешь-читаешь, сопереживаешь героям, ждешь, как говорится, чем весь этот бардак закончится, а тебе – раз – и полная пустышка. И ты с глубочайшим разочарованием закрываешь очередной томик, надеясь, что "Ну, ужо, в следующий-то раз!..". Но увы: Перумов отвечает на чаяния читателей редкостным постоянством... Так что, если честно, то в последние несколько лет читать его я просто перестал... Здесь же у нас и так называемые "язычники" типа Марии Семеновой с ее "Волкодавом" – миленько, но не более, да и количество подобных "древнеславянских" произведений в последнее время зашкаливает. Сюда же отправим и Василия Головачева (его идеи иногда интересны, иногда – нет, но в целом – спорны), и Андрея Ливадного с его космическими кораблями, войнами и прочими галактическими заморочками. В общем, никто из вышеперечисленных особого удовольствия лично мне не доставил. Хотя, возможно, это со мной что-то не то, так что рискните – как минимум, указанные авторы не относятся к категории смертельно скучных.

Ну вот, добрался я и до третьей группы – "любимые". Сюда попали авторы достаточно известные и разные. И здесь я положусь на что-то вроде инстинкта: раз в голову в первый момент пришли именно эти три фамилии (Панов, Лукин и Успенский), то, значит, именно о них и стоит написать.

Вадим Панов – писатель плодовитый. И, к сожалению, я бы даже сказал, что слишком плодовитый. Большинство его произведений относятся к нескольким циклам. Самый известный, и уж точно самый крупный – "Тайный город". Такая себе фэнтезийно-приключенческая история о том, что среди нас (конкретно – в основном, в Москве) живут остатки трех старых рас (люды, навы и чуды), владеющие магией. И первые книги (примерно штук 10 – до "Королевского креста" включительно) были прекрасны. В них было главное, что максимально показывает писательский талант Вадима Юрьевича: многоплановость. Они были объемными (не в смысле количества страниц): большое количество сюжетных линий то шли параллельно, то причудливым образом переплетались, создавая удивительные и занимательные истории. А вот потом "батарейка" кончилась: истории стали плоскими. Одна, максимум две сюжетные линии... Нет, не скажу, что все стало совсем неинтересным, но пропало ощущение того захватывающего дух приключения, которым были переполнены ранние романы цикла. Да и использование, скажем так, "афролитераторов" (пусть и с вынесением их имен на обложку как соавторов) тоже не пошло серии на пользу. Не могу утверждать точно, но ощущение, что от мэтра там – только имя и подпись. А все остальное – дело рук тех самых "соавторов". Но первые книги цикла – прекрасны, так что их я искренне рекомендую.

Но, по большому счету, Панов здесь не из-за "Тайного города". Есть у него один цикл, ради которого я все это и пишу. Это – киберпанковские "Анклавы". Всего пять книг: "Московский клуб" (2005 г.), "Поводыри на распутье" (2006 г.), "Костры на алтарях" (2008 г.), "Продавцы невозможного" (2009 г.) и "Хаосовершенство" (2010 г.). И аплодирую автору стоя за то, что он сумел вовремя остановиться. Эта история закончена. Закончена так, как он хотел. И большего не требуется. Хотя издательство продолжает выпускать серию, в которой пишут уже совсем другие люди. Так вот, мой совет: ничего, кроме оригинальных пяти книг, не читайте. Повторюсь: Панов сказал все, что хотел. И как сказал! Да, большинство фантастов в описании будущего тоже рисуют технологический мир с признаками цивилизации, зашедшей в тупик. Но мало кто так убедителен, как Панов в "Анклавах". Читаешь и веришь, что так и будет. Что человечество соберется в огромных мегаполисах (тех самых Анклавах), а власть сосредоточится в руках мегакорпораций. Что человечество расколется по религиозному признаку (н-да, написать в 2005 про Лондонабад и Эль-Париж, это надо суметь предвидеть... Да и идея насчет Католического Вуду тоже себе весьма и весьма...). Да и до вживления "балалаек" (специальных чипов и разъемов в голове для подключения к сети) в нашем мире гаджетов тоже уже, видимо, не так далеко. И корпорация Мутабор – лидер в генной инженерии и биотехнологиях – тоже уже где-то маячит на горизонте. Вот такое себе будущее. Вот только все это – тупик. И есть те немногие, которые это понимают. И отчаянно и упорно ищут выход. Например, Кауфман по прозвищу "Мертвый" делает это настойчиво и осознанно. А некоторые, например, гениальный ломщик (что-то типа хакера, только круче) Чайка втянуты во все это против своей воли. Но ведь жизнь редко интересуется нашим мнением, не правда ли?

Про "Анклавы" можно писать долго. Но лучше прочитать не мое мнение об этих книгах, а их самих. Потому как в этом цикле Панов гениален. Во-первых, он обладает редкостным умением: создавать персонажей, по поводу которых у тебя вообще не возникает никакого сомнения в их реальности. Ощущение, что ты знаком с ними лично присутствует постоянно. Во-вторых, после "Анклавов" невозможно не задуматься. Слишком много серьезных тем поднято, но сделано это совершенно без занудства и всякого морализаторства. Право думать Панов оставляет читателю, не навязывая ничего своего. Ну, и в третьих, огромный поклон Вадиму Юрьевичу за одно обстоятельство. Читая эти пять книг, я до самого конца не понимал, чем же оно все закончится! И только дочитав до конца, я сложил в своей голове этот удивительный мир окончательно и бесповоротно. Я вообще верю немногим, но Панову в "Анклавах" – поверил! Попробуйте и Вы, а вдруг получится... Да, Панов иногда беспощаден, но: "– Ты жесток.– Я просто честен. С собой. С тобой. Со всеми нами". Ну, и вдогонку: "Учеба – это изучение правил. А вот опыт – это изучение исключений".

Перейдем ко второму имени – Евгений Лукин. Начинал он писать еще в 80-е, причем вместе со своей первой женой. Потом (после ее смерти) продолжил писать уже один. Почти ничего не могу сказать про его раннее творчество – не читал (за исключением "Пятеро в лодке, не считая седьмых" – браво!). А вот из "среднего" и "позднего" есть две вещи, без которых моя личная библиотека обойтись не может: "Катали мы ваше солнце" (1997 г.) и "Алая аура протопарторга" (1999 г.). Среди достоинств Лукина – оригинальный, тонкий юмор и свой, весьма специфический взгляд на древнеславянскую и советскую и постсоветскую историю. Так вот, "Катали..." – это стилизация под древнеславянские байки. Не пугайтесь: это – иронично и занимательно. А вот "Алая аура..." – история отдельная. Сразу скажу: вряд ли стоит это читать тем, кто не помнит времена СССР. Ну и людям, для которых главное в их собственной религиозности – это найти повод "оскорбиться" в своих чувствах, тоже читать "Алую ауру..." не стоит. Как и людям без чувства юмора как такового.

Коротко о сюжете. Распадается страна (понятно, какая...). И вот два города (как бы сказали раньше – два мира, два детства...): Лыцк и Баклужино. В Лыцке – космобогомольцы (коммунистический союз богобоязненной молодежи) с патриархом во главе. Ну, и еще протопарторги. А в Баклужино – Лига колдунов во главе с Президентом Портнягиным. А около того – простой народ и всякие домовые и прочие лешие... Вот и встретятся как-то домовой Анчутка и протопарторг Африкан. Умная, добрая (да, сатира тоже бывает доброй!) книга. Но изначально – все-таки умная: "Чтобы дать кому-нибудь свободу, надо ее сперва у кого-нибудь отнять...  Иначе и давать будет нечего... А у кого?.. У тех, кому мы ее собираемся дать..."

"Как и всякий опытный политик, Партиарх Лыцкий Порфирий исповедовал старое правило: карать немедленно – и только невиновных. Виновные – они ведь никуда не денутся, придет со временем и их черед. Не век же им быть виновными-то…"

В общем, что-то от Оруэлла, что-то от Войновича. Но большая часть – от Лукина. И только от него. О книгах Лукина можно спорить. А можно их просто прочесть, ведь: "В споре рождается коллективное заблуждение, а истиной мы его называем для краткости".

Ну, и напоследок, Михаил Успенский, который, увы, уже не напишет больше ничего... Его попадание в этот список – еще одно подтверждение того факта, что юмористическое фэнтези – жанр отдельный и заслуживающий уважения сам по себе. Читать у Успенского можно (и даже нужно) почти все, но я все же выделю трилогию "Приключения Жихаря": "Там, где нас нет" (1995 г.), "Время Оно" (1997 г.) и "Кого за смертью посылать" (1998 г.).

Такой переработки славянской мифологии надо еще поискать! И не только славянской: здесь вам и легенды об Артуре, и восточные практики, и много чего еще... Хотя нет, не надо, не ищите: не найдете! Тот гремучий сплав, который создал Успенский, это вещь эксклюзивная, появившаяся на свет только благодаря огромному таланту  и труду автора. Почему труд упоминается в качестве отдельной составляющей? Все очень просто: на каждой странице этих прекрасных книг человек, обладающий неким бэкграундом, с удивлением для себя найдет множество отсылок к знаменитым литературным произведениям, фильмам и прочим элементам культурного пространства. Помнится, при первом прочтении эти загадки доставили мне немало приятных минут... А некоторые, Михаил Глебович, уж извините, я не разгадал до сих пор! Вот такой вот литературный квест... Из всего, о чем я писал ранее, именно эти книги являют собой наиболее яркий симбиоз развлекательного и интеллектуального. Так что побалуйте себя: прочитайте! Эта трилогия, как минимум, не раз заставит Вас улыбнуться.

Что ж, Успенский мог себе позволить называть вещи своими именами. Причем "своими" – в обоих смыслах этого слова. "Своими", то есть теми, что им дал сам Успенский. И "своими" в том смысле, что именно так оно и есть. Ведь: "...Чернолицего арапа отныне называли "афробританцем", и даже самый обычный дурак стал теперь "представителем интеллектуального большинства". А еще вот так: "Нам ведь для людей ничего не жалко, даже самих людей."

Что ж, пора заканчивать. Перечитал я все написанное и понял, что эксперимент, на который я здесь пошел, вряд ли получился удачным. Хотя, как знать? Ведь если я не сумел объяснить Вам, почему стоит прочесть эти книги, то, может быть, Вы возьмете их в руки хотя бы из чувства противоречия и неудовлетворенности от написанного мной? Что говорите? С моей стороны это просто нечестно? Наверное... Но я старался, ведь, как сказал один из героев этой статьи (а вот угадайте, кто?): "Это честную работу можно выполнять спустя рукава, а мошенничать следует на совесть."


Илья Тетеревков

#Личнаябиблиотека#Проект#ХАчучитать#ХАрошиекниги#ПоеХАли

#БиблиотекаИГЭУ#ИГЭУ#Рецензии#Фантастика#Панов#Лукин#Успенский

 

 

 

Проект или объединение: