Проект «Личная библиотека». Слава Сэ "Сантехник, его кот, жена и другие подробности"/"Сантехник. Твое мое колено" (2010/2014 годы)

Форма поиска

Аватар пользователя trefilova

Вячеслав Солдатенко (Слава Сэ – псевдоним) живет в Латвии и являет собой наглядный пример того, что движение вниз может и должно сопровождаться взлетом вверх. По образованию – психолог, собственно, по этой профессии он и начинал свою трудовую деятельность. Затем ушел в бизнес-структуры и добился хорошего карьерного роста. А потом стал... сантехником. Ну, в прямом смысле этого слова. Начал себе чинить водопровод, канализацию и прочие "романтические" устройства. В процессе этого воспитывал 2 дочерей, кота, развелся с женой и продолжил воспитывать дочерей один. И начал писать. И КАК писать!

Я очень скептически отношусь к понятию блогер. Тем более не могу воспринимать это как полноценную профессию. Но вот Слава Сэ – блогер, и (благодаря его огромному таланту) мне это совершенно не мешает признать его отличным писателем. Первые его литературные опыты им самим как литература не воспринимались. Он просто писал заметки в живом журнале. О том, что происходит с ним самим, его семьей и вокруг него. Получались небольшие короткие рассказы, не связанные с собой общим сквозным сюжетом. А потом случилось чудо: сборник этих рассказов был издан в виде книги, и она разошлась немыслимым тиражом. А секрет успеха очень прост: Слава Сэ – талантлив, умен (я бы даже сказал, мудр) и обладает каким-то неповторимым чувством юмора. Ироничным, но теплым. Иногда саркастичным, но всегда необидным. Метким и откровенным. Заставляющим не только смеяться, но и задуматься. В общем, если честно, то аналогов я просто не знаю. Слава Сэ – уникален и неповторим, и именно это делает его книги сокровищем.

Цикл про сантехника на текущий момент включает в себя 4 книги. Первая ("Сантехник, его кот, жена и другие подробности") – очень смешная, но все-таки писалась как заметки в блоге, поэтому скажу честно: местами – на грани (чтоб не сказать "за гранью") фола. А вот вторая ("Сантехник. Твое мое колено") – безумно прекрасна, умна, изящна и более связна. В третьей ("Последний сантехник") юмора намного меньше, а грусти (светлой, но грусти) – больше. Четвертая ("Сантехник с пылу и с жаром") очень хороша, но фактически представляет собой сборник рассказов из предыдущих книг с добавлением некоторого количества новых. В общем, начать знакомство с творчеством Славы Сэ я бы порекомендовал с первых двух книг.

Обычно в своих заметках я привожу одну или несколько коротких цитат из произведения, о котором пишу. В случае со Славой проблема выбора становится неразрешимой. Потому как для подтверждения его писательского таланта, чувства юмора и редкостного ума можно взять фактически любой отрывок. Поэтому поступим следующим образом. Я наберусь неслыханной наглости и приведу один из его рассказов почти целиком:

"Вчера, по пути на фигурное катание, Ляля вкусила от древа познания полную сумку французской косметики.

Как и все, самое интересное в юности, это произошло на заднем сиденье родительского драндулета. Пока рулевая мать, Люся Незабудкина, рассыпала попутным машинам веселые приветствия: – «Идиота обрубок», «Выбрось свои права» и «Куда прешь, обезьяна вислоухая!» – Ляля изогнулась, подтянула сумочку, вытащила добро, зло и быстренько все познала.

От раскрывшихся в косметичке перспектив девочка счастливо и тихо заскулила. В полный голос скулить было глупо, родительница бы услышала и захлопнула перспективы. Как мать и как женщина, она человек хороший, только жадный до косметики. Даже непонятно, с чего. Помаду мы уже год как не едим. Иногда только сорвет башню, нападет странная необузданность, тогда конечно, прощай тюбик.

Ляля пренебрегла зеркальцем, работала на ощупь, руководствуясь лишь творческой интуицией и несколько льстивыми представлениями о размерах своих губ, глаз и щек.

Для оформления нижней части лица художник применила технику широкого мазка. Ее живописной манере оказались присущи обобщенный контурный рисунок, условная упрощенность символов и яркая звучность отдельных цветовых пятен.

Светлые и прозрачные пейзажи правой щеки, динамичные бытовые сцены левой как бы воспели чувственную красоту и радость жизни. Композиция дышала поэтикой, игрой линейных ритмов и тонким колоритом цыганской свадьбы. Три широких черных полосы через лоб, по числу пойманных канализационных люков, как бы воспели вечное стремление души ввысь, к свету, к святым угодникам Илье и Николаю или кто там у них производит косметические наборы Bourjouis.

Глаза автор оформила с дерзким вызовом, слив в один компот аллюзии раннего Гогена, гротескный кич Лотрека и базовый принцип модернизма «Много туши не бывает!»

– Какая странная тишина! – вдруг насторожилась Незабудкина. И посмотрела, чтоб убедиться. А на заднем сиденье уже сидело все, что думает Ляля о французской живописи начала прошлого века.

Пораженная красотой и чувственной мощью мирового импрессионизма, расцветшего там, где у других детей обычно видна голова, Незабудкина исполнила тройной ритбергер. Прямо за рулем. Окружающие водители приветствовали фигуру веселыми криками «Идиота обрубок», «Выбрось свои права» и «Куда прешь, обезьяна вислоухая!».

Конечно, Ляле не следовало в таком виде показываться матери. Это была девичья беспечность. Мать тоже женщина, ей завидно. Надо было выскакивать из машины и бежать к людям, навстречу восторгам других человеков, понимающих высокий мейк-ап."

Вот, как-то так. А сколько еще чудесных историй подарил мне Слава. Про кота, изгадившего сапоги любимой женщины (и да, я тоже хочу замок, принцессу и маленького ослика...). Про бардов. Про сантехника Нитунахина (фамилия такая, вы не подумайте чего...). Про Раю и Безрукова. Перечислять можно долго, но лучше прочитайте сами.

Попробуйте. Потому как ТАК, как это делает Слава Сэ, с Вами больше никто не поговорит. Будет смешно. Будет грустно. И самое главное: кроме хорошего настроения, Вы неизбежно получите много поводов задуматься. Потому что повторюсь еще раз: Слава Сэ чертовски умен! Кстати. Написал я все это и наконец-то понял, кого же он мне напоминает. Был (к сожалению, уже не есть, а был...) такой великий тандем: Григорий Горин и Марк Захаров. Гениальные фильмы: "Обыкновенное чудо", "Тот самый Мюнхгаузен"... Есть что-то общее в настроении, в тонкой иронии, в отношении к жизни. Помнится, у Горина с Захаровым было "Три дня я гналась за вами... чтобы сказать вам, как вы мне безразличны!". Что ж, у Славы есть не хуже: "Так дай нам Боже не скучать по тем, кто нас не любит..."

Илья Тетеревков

#Личнаябиблиотека#Проект#ХАчучитать#ХАрошиекниги#ПоеХАли

#БиблиотекаИГЭУ#ИГЭУ#Рецензии#СлаваСэ#Сантехник

 

 

Проект или объединение: