Проект «Личная библиотека». Стивен Кинг "Темная башня" (1982 – 2012? годы)

Форма поиска

Аватар пользователя trefilova

 

"Король ужасов", говорите? Что ж, вполне может быть. Один из самых успешных (коммерчески) писателей? Несомненно. Весьма плодовитый автор? Ну да – около 60 романов (и это не считая рассказов, которые в его случае – отдельная тема). Откуда же это все? Многочисленные психологи скажут, что родом из детства. Уж чего-чего, а оно у Стивена было, скажем так, "нескучным". В 2 года отец вышел из дома за сигаретами и не вернулся. А мама не нашла ничего лучшего, как сообщить детям, что его украли марсиане (ну действительно, как объяснить, что папа сбежал с другой). Потом – смерть приятеля под колесами поезда (причем на глазах маленького Стивена). Затем – собственная болезнь, на какое-то время убравшая его из круга сверстников. И плюсом ко всему этому – книги. Книги и (естественно!) комиксы. Так что писать он был просто обречен. Собственно говоря, именно этим (параллельно с учебой и малооплачиваемыми подработками) он и занялся. И все-таки как же много в этой жизни значит случай! Жена Стивена нашла выброшенный черновик романа "Кэрри" и заставила Кинга доработать и  выпустить эту книгу.

С тех пор "маэстро" дарит своим поклонникам много радости (и иногда – разочарования). А иногда "радость" достается и не поклонникам. Собственно говоря, я – именно из последних. Потому как "поклонник" из меня неправильный. Например, самым непопулярным среди фанатов Кинга является роман "Мертвая зона". А я вот его люблю... Есть в нем что-то, что заставляет меня чувствовать себя живым. А многочисленные "страшилки" с кровью и кишками наружу для меня как-то проходят мимо. Хотя надо сказать, что в своих лучших вещах Кинг не так уж и натуралистичен. Скорее умен и грамотно применяет психологию: напугать умеет, но раз за разом доказывает, что самый сильный страх – не от картинки растерзанного трупа, а от того, что человек понимает, что все может быть еще хуже, чем есть. Да и никто другой так убедительно не подтверждает, что самый главный страх – от неизвестности.

Что ж, перейдем к "Темной башне". Ну, я бы был не я, если бы не поворчал на тему очередной экранизации. Да, к сожалению, недавно этот "шадэвер" вышел на экран. А я имел неосторожность с ним ознакомиться. После просмотра фильма моя неуверенность в правомерности применения смертной казни сильно пошатнулась... Уж кто-кто, а создатели сего творения ее точно заслуживают. Так что если Вы еще не смотрели – не смотрите, а если страшное уже случилось – постарайтесь как можно скорее забыть эту пустышку и прочитайте книги. Потому как книги – о другом. Совсем. Причем о гораздо более важном, чем фильм (а он, в общем-то, ни о чем).

"Темная башня", возможно, самое значительное (в том числе, и по мнению автора) творение Кинга. На данный момент цикл включает в себя 8 книг, относящихся к нему напрямую: "Стрелок", "Извлечение троих", "Бесплодные земли", "Колдун и кристалл", "Волки Кальи", "Песнь Сюзанны", "Темная башня" и "Ветер сквозь замочную скважину" (написана восьмой, но по хронологии событий стоит между четвертой и пятой). Кроме того, есть то, что находится "сбоку": "Смиренные сестры Элурии", "Сердца в Атлантиде" (в любом случае заслуживает прочтения!), "Черный дом" и много чего еще. И что-то мне подсказывает, что этим не закончится... Что ж, смесь пустынного фэнтези, вестерн-детектива, психологического триллера, научно-фантастического нуара, ужасов и Бог весть чего еще заслуживала своего "Властелина Колец". Получила ли? Спорно... Но попытка засчитана. Что вышло в результате – цикл, эпос или один большой роман, "нарезанный" на кусочки – решать Вам (сам автор называет это "uber-историей"). Лично мне – все равно. Потому как без "Темной башни" на моей книжной полке явно бы чего-то не хватало.

В случае большинства литературных циклов главная проблема состоит в крайней неоднородности материала. Не стала исключением и "Темная башня". Например, к первым трем книгам у меня нет никаких претензий – они прекрасны. А вот "Песнь Сюзанны" я дочитал  с трудом... Но в целом, прочесть "...башню", безусловно, стоит. Причем под рюмку хорошего, скажем так, кофе. И под музыку Марка Ланегана (а то и, чего уж греха таить, Тома Уэйтса). Традиционно не буду подробно излагать сюжет. Но чуть-чуть намекну. Главный герой – Роланд Дискейн – последний стрелок. Я бы даже сказал, последний Стрелок. Потому как в том мире это – не просто слово. И умение стрелять (пусть даже и хорошо) не делает человека Стрелком. Ведь есть еще и обычаи, и традиции, и самое главное – честь. А жизнь – она ведь редкостная, скажем так, собака. И поэтому подсовывает Роланду постоянную необходимость выбора между тем, что правильно и тем, что необходимо. И фраза "ты забыл лицо своего отца" как символ неподобающего поведения – это сильно.

А компания у Роланда подбирается весьма пестрая и странная. Например, мальчик Джейк со своим любимцем зверьком Ышем. Сначала просто попутчик. Потом – воспитанник, чтоб не сказать – сын. И как же больно режет Кинг. Всего одной фразой, но – больно (кто читал – поймет): "Тогда иди... Есть и другие миры, кроме этого". Еще один спутник – бывший наркоман Эдди Дин – с течением времени начинает думать не только о том, как достать очередную дозу, но и о тех, кто рядом. А Одетта Холмс + Детта Уокер = Сюзанна Дин – еще один яркий пример того, как обманчиво внешнее впечатление. И что под грубостью и нарочитой жесткостью часто скрывается золотое сердце. А вокруг – чего только нет. Один только сумасшедший поезд с его загадками чего стоит! Или безумный медведь-робот. "Птички и рыбки, медведи и зайки..." (опять же кто читал – поймет). Да и вообще, "...башня" очень многопланова и пересказать ее просто невозможно. Но все – не просто так. Потому что мир или точнее миры – сдвинулись. И в постапокалиптических, и в предапокалиптических мирах что-то идет не так. А в центре всего – Темная Башня, на вершине которой – Алая Роза. И лучи, идущие к Башне, держат миры на месте. Но Малиновый (в некоторых переводах – Алый) Король с помощью Человека в черном и множества слуг помельче делает все, чтобы разрушить лучи и Башню. И только Роланд с друзьями может дойти до Башни и все это остановить. Или не может... Но пытается: "Стоит ли мне говорить вам, что они жили долго и счастливо? Так не бывает. Но счастье у них было. И они жили."

В одной из своих книг великий Роберт Хайнлайн выдвинул гипотезу о том, что если книга действительно хороша, то где-то появляется мир, который в ней описан. Что ж, лично для меня "Темная башня" достаточно убедительна. Потому как с миром действительно что-то не то. И треск от ломающихся лучей слышен все чаще и отчетливей. И, возможно, прочитав "...башню", Вы со мной согласитесь. И тоже скажете: "Этой розе, доложу я вам, грозит серьезная опасность". Позвольте Кингу провести Вас по этому долгому, иногда непонятному, но такому притягательному пути. В конце концов: "Никогда – то самое слово, которое слушает Бог, если хочет посмеяться". Так что: "Контролируй то, что можешь контролировать. Пусть все остальное, тебе неподвластное, идет как идет. И если тебе суждено потерпеть поражение, прими его, но с оружием в руках".

Илья Тетеревков

#Личнаябиблиотека#Проект#ХАчучитать#ХАрошиекниги#ПоеХАли

#БиблиотекаИГЭУ#ИГЭУ #Рецензии#Кинг#Темнаябашня

 

 

 

Проект или объединение: