Проект «Личная библиотека». Владимир Дудинцев "Белые одежды" (1967 год, опубликован в 1987 году)

Форма поиска

Аватар пользователя trefilova

 

Бывает же так, что случайно найденная в сети статья может заставить надолго задуматься об отношении к книге, которую ты любишь и время от времени перечитываешь. Уже и не помню, как я случайно вышел на сайт, где подробно разбиралась суть противостояния академиков Лысенко и Вавилова. Причем утверждалось, что все не так уж и однозначно: что и "лысенковцы" были и не такими уж подлыми и мракобесными, а "вавиловцы" – вовсе не герои, а (во многом) просто растратчики народных средств. И написано-то было весьма убедительно! Прошло уже больше месяца, а я как-то до сих пор в растерянности по этому поводу. Уж слишком это не согласуется с тем, что я знал и считал верным до сих пор. А поскольку "Белые одежды" посвящены вещам, напрямую завязанным на том, что творилось в советской генетике 40-х – 50-х годов прошлого века, то мои сомнения коснулись и книги.

В результате я сам с собой все-таки пришел к некоему согласию, заключающемуся в следующем. Первое: я – не генетик и не историк. Так что мне трудно судить о том, кто ошибался, а кто был прав, что было на самом деле, а чего не было. Не скажу, что мне все равно – нет, но разбираться в этом я не буду. Во-вторых, наша интеллигенция, и научная, и (особенно) творческая всегда отличалась двумя "полезнейшими" умениями: вовремя лизнуть и вовремя предать. И, кстати, Дудинцев это показывает мастерски. Поэтому кто прав, а кто виноват – уже не разобрать. Может и статья эта – всего лишь очередное сведение счетов... А зная людей, думаю, что, в общем, все были хороши... К тому же есть факты, установленные с достаточной точностью: Вавилов сидел (и в заключении умер), Вавилов не причастен к доносам (и более того, публично вступался за несколько десятков репрессированных), а генетика (или, как минимум, ее часть) была объявлена идеализмом и буржуазно-фашистской наукой. Поэтому третье: я решил полностью абстрагироваться от того, является ли история, рассказанная в "Белых одеждах", правдой или нет. С литературной точки зрения так могло быть. И Дудинцев пишет настолько убедительно, что в это веришь. Да и главное в этой истории – не научно-политическая борьба, а люди. Их чувства, мысли и поступки.

"Белые одежды" – один из ярчайших примеров так называемой "диссидентской" литературы. Не зря же первая публикация случилась через 20 лет после написания, в одном из "перестроечных" журналов. Но эйфория "нового времени" уже давным-давно прошла. Так что у меня все подобные авторы разделились на две категории. В первую попали те, кто вызывает у меня уважение и тем, как они жили, и тем, что они написали. Сюда, например, относятся Аксенов и Войнович. А во вторую входят персонажи, не вызывающие у меня никакого почтения ни как личности, ни как писатели. Так вот, Дудинцев – из первых, настоящих. Потому что диссидент он или нет – не имеет никакого значения, ведь "Белые одежды" – одна из лучших книг русской литературы 20 века.

К какому жанру относятся "Белые одежды"? Да Бог его знает! Есть здесь и элементы того, что в Советском Союзе называлось "производственным романом" (имеются в виду не любовные отношения на работе, а роман про производство: завод, фабрику или что-то подобное). Да, знаю, звучит не слишком привлекательно, но уж что есть – то есть. Но это вам не какой-нибудь "Цемент", "Премия" и иже с ними. Хотя у того же Дудинцева "Не хлебом единым" к производственному роману относится гораздо более полно. Но в "...одеждах" эта "производственная" линия, связанная с созданием и выращиванием (чтоб не сказать спасением) нового сорта картофеля, весьма и весьма интересна и обставлена так, что иной раз прямо-таки хочется самому выйти на грядки... Кроме того, здесь сильна и любовная история. И талант автора и в этой области таков, что переживаешь за героев как за своих. Есть и элементы напряженного "триллера" с заговорами, побегом, гибелью, спасением и т. д. В общем, скучно не будет.

Хотя главное в "Белых одеждах" – люди. Дудинцев – потрясающий знаток человеческой натуры и тонкий психолог. Он прекрасно понимает, что "единого строя" не бывает. И поэтому часть людей под давлением внешних обстоятельств ломается и (да еще и с каким удовольствием!) предает. А другие – становятся только крепче. И начинают совершать Поступки, на которые ранее не считали себя способными и за которые не стыдно. Потому что так – правильно. Больно, опасно, но правильно!

Поймал себя на мысли, что практически ничего не сказал ни про сюжет, ни про героев. По поводу героев и не буду: какой смысл? Если Вы не читали роман, то их имена Вам ничего и не скажут. А сюжет? Сюжет таков: убежденный противник "вейсманистко-морганистской" генетики Федор Дежкин приезжает с проверкой в сельскохозяйственный институт с целью выявления "антимичуринского кубла". А идти против течения – себе дороже: сталинские репрессии – в самом разгаре. И научные споры могут закончиться не только лишением чинов и званий, но и приговором, и даже расстрелом. Федор – верный "собака", как его называет его начальник – академик Рядно. Вот только в ходе знакомства с "правильными" и "неправильными" учеными Федор постепенно меняет свои взгляды. Что, звучит не слишком занимательно? Вот потому-то я и не хотел об этом писать: невозможно в нескольких фразах рассказать об этом так же интересно, как это сделал Дудинцев. А уж поверьте мне, он это сделал! А еще иногда читать "Белые одежды" – страшно. Страшно от того, что ты понимаешь, что крайне легко дать власть мракобесам. Они, как правило, это умеют – пролезть во власть. Потому как они – "из народа". А народ – он же не может ошибаться. И тогда даже идея, что "воспитанием из карася можно сделать порося" уже (высочайшим повелением!) не кажется бессмыслицей. А дорвавшиеся до власти мракобесы и бездарности присвоят себе право определять, что есть истина. А затем указывать, что можно, а что нельзя. Ну, а потом и решать: кому жить, а кому – нет. Так что история ходит по кругу: "Пожилая бездарь и молодая глупость жгут классические учебники". А Дудинцев – он знает, что главное: "Испортить чужую жизнь легко. Портить – это как пух. Невесомая вещь. А искупать вину – это дело для многих прямо-таки невозможное". И еще: "Тому, кто прав, нет нужды бить себя кулаком в грудь" .

Прочитайте "Белые одежды". И, может быть, Вы согласитесь с тем, что в жизни должны быть такие люди, как некоторые из героев этой книги. Настоящие, честные, порядочные. И отвечающие за то, что они делают. И перед Богом, и перед следующими поколениями, и (что, возможно, более важно) перед самими собой. И, возможно, если таких людей будет достаточно много, то истории, подобные рассказанной в "...одеждах", больше не повторятся. И ни наука, ни политика, ни искусство больше никогда не превратятся в инквизицию. Никогда.           

Илья Тетеревков

 

#Личнаябиблиотека#Проект#ХАчучитать#ХАрошиекниги#ПоеХАли

#БиблиотекаИГЭУ#ИГЭУ#Рецензии#Дудинцев#Белыеодежды

 

 

 

Проект или объединение: