Гарвардский университет создал список обязательных к просмотру русских фильмов. Перечень составлен для претендентов на кандидатскую степень в киноведении. Всего список состоит из 800 лучших, по мнению составителей, фильмов в истории мирового кино. Отдельными перечнями в нем выделены анимация и экспериментальное, авангардное, артхаусное и андеграундное кино (Российская газета. – 2016. - № 29. – С. 2).
Представляем русские и советские художественные и документальные фильмы, кардинально повлиявшие на развитие отечественного и мирового кинематографа:
- «По закону», 1926, СССР. Лев Кулешов. Чёрно-белая психологическая драма по мотивам рассказа Джека Лондона «Неожиданное».
- «Кино-глаз», 1924, СССР. Дзига Вертов. Фильм в 1924 году получил медаль и диплом Всемирной выставки в Париже.
- «Броненосец «Потемкин», 1925, СССР. Сергей Эйзенштейн. Немой исторический художественный фильм, неоднократно признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.
- «Мать», 1926, СССР. Всеволод Пудовкин. Художественный фильм, поставленный в 1926 году по сценарию Натана Зархи. Сюжет фильма заимствован из одноименного романа А.М. Горького.
- «Конец Санкт-Петербурга», 1927, СССР. Всеволод Пудовкин. Действие фильма охватывает период с примерно 1913 по 1917 годы. В фильме не показаны политические фигуры того времени - упор сделан на простых людей. Фильм вдохновил композитора Владимира Дукельского на написание одноимённой оратории.
- «Человек с киноаппаратом», 1929, СССР. Дзига Вертов. В 2012 году в опросе почти тысячи кинокритиков британского журнала Sight & Sound «Человек с киноаппаратом» занял восьмое место списка лучших фильмов всех времён. В 2014 году Sight & Sound назвал картину лучшим документальным фильмом всех времён.
- «Турксиб», 1929, СССР. Виктор Турин. Фильм входит в список пятидесяти самых выдающихся документальных фильмов XX века.
- «Земля», 1930, СССР. Александр Довженко. Последний фильм «украинской трилогии» Александра Довженко, одна из общепризнанных вершин советского немого кино.
- «Александр Невский», 1938, СССР. Сергей Эйзенштейн. Относится к плеяде классических советских исторических фильмов 30-х годов и считается одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна. Музыку к фильму написал знаменитый композитор Сергей Прокофьев.
- «Иван Грозный», 1-я серия, 1944, СССР. Сергей Эйзенштейн. Последняя картина кинорежиссёра, над которой он работал в 1940-е годы. Состоит из двух серий: первая вышла на экраны в 1945, вторая - в 1958 году. Также сохранились фрагменты планировавшейся, но оставшейся незаконченной третьей серии.
- «Летят журавли», 1957, СССР. Михаил Калатозов. Снят по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля 1958 года. Рабочее название при съёмках — «За твою жизнь».
- «Баллада о солдате», 1959, СССР. Григорий Чухрай. Фильм с успехом прошел по всему миру и получил 101 зарубежную премию.
- «Тени забытых предков», 1964, СССР. Сергей Параджанов. По мотивам одноимённой повести Михаила Коцюбинского. Прокат (1965) - 8,5 млн зрителей. Эмир Кустурица назвал Сергея Параджанова гениальным режиссёром, а его фильм «Тени забытых предков» - лучшей картиной в мире, снятой до сих пор.
- «Обыкновенный фашизм», 1965, СССР. Михаил Ромм. Кинофильм Рома - один из выдающихся публицистических документальных фильмов советской эпохи.
- «Андрей Рублев», 1966, СССР. Андрей Тарковский. Историческая кинодрама, снятая на киностудии «Мосфильм». Первоначально картине предполагалось дать название «Страсти по Андрею».
- «Война и мир», 1967, СССР. Сергей Бондарчук. Киноэпопея в четырёх частях, экранизация одноимённого романа Льва Толстого. Фильм стал событием мирового значения в том числе благодаря масштабным батальным сценам и применению новаторской панорамной съёмки полей сражений.
- «Цвет граната», 1969, СССР. Сергей Параджанов. Поэтическая кинопритча об армянском поэте Саят-Нова.
- «Король Лир», 1970, СССР. Григорий Козинцев. Последний фильм режиссера. Текст трагедии приведен в переводе Бориса Пастернака, песни шута в переводе Самуила Маршака. Премьера фильма в СССР состоялась 8 февраля 1971 года.
- «Восхождение», 1976, СССР. Лариса Шапитько. Военная драма по повести Василя Быкова «Сотников».
- «Ностальгия», 1983, Италия-СССР. Андрей Тарковский. Французский оператор Брюно Дельбоннель назвал операторскую работу Джузеппе Ланчи в фильме величайшей в истории.
- Русский ковчег», 2002, Россия. Александр Сокуров. Снят в Зимнем дворце 23 декабря 2001 года за 1 час 27 минут 12 секунд «одним кадром» за один дубль, то есть без остановки камеры, и как следствие, без единой монтажной склейки. Ковчег - средоточие всего культурного и духовного наследия России.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 771 просмотр