Саймак (хотя правильно не Саймак, а Симак, но в русских переводах прочно укоренился первый вариант) – один из отцов-основателей американской фантастики. Хотя не ждите армий инопланетян, лазерных пушек, машин времени и прочей (простите, любители!) ерунды. Как и любой хороший писатель (а он – хороший!), фантастическую канву Саймак использует лишь ради того, чтобы высказаться по поводам, которые его действительно волнуют.
Не скажу, что мне у Саймака нравится многое. Если честно, то скорее нет, чем да. Но «Заповедник гоблинов» и «Город» – это потрясающие книги. Несмотря на их внешнюю непохожесть, есть одна общая деталь: ощущение щемящей грусти по ушедшему и уходящему. И передать это ТАК, как это сделал Саймак, возможно, не удавалось больше никому.
Итак, «Город». Фактически, это цикл из 9 рассказов, но воспринимающийся как единый роман. Название всего цикла выбрано по названию первой части и является весьма условным: вот чего-чего, а городов уже нет. Эра людей закончена. Небольшая часть переселилась в космос, а бóльшая вымерла, потеряв интерес ко всему, в том числе и к жизни как таковой. Теперь Земля населена разумными Псами (созданными, к слову, людьми), муравьями-мутантами и роботами. От людей остались лишь воспоминания, а последний человек – представитель рода Вебстеров – своей фамилией заменяет само понятие человека. Каждый рассказ – это легенда, рассказываемая Псами о людях, существование которых большинством Псов воспринимается как миф: «Перед вами предания, которые рассказывают Псы, когда ярко пылает огонь в очагах и дует северный ветер. Семьи собираются в кружок, и щенки тихо сидят и слушают, а потом рассказчика засыпают вопросами.
– А что такое Человек? – спрашивают они.
Или же:
– Что такое город?
Или:
– Что такое война?
Ни на один из этих вопросов нельзя дать удовлетворительный ответ. Есть предположения, гипотезы, есть много остроумных догадок, но положительных ответов нет».
Шаг за шагом Саймак показывает движение к концу. Каждый шаг сопровождается выбором, от которого зависит все. И самое трудное – принять судьбу и перешагнуть через самого себя, поняв, что когда-нибудь и насилие перестает быть выходом. И очень символично, что самый главный выбор остается за роботом Дженкинсом, потому что люди, видимо, на это не способны. Осень пришла. Причем осень поздняя, неотвратимая и никого не щадящая. И тем не менее, чтение «Города» в конце концов дает покой. Колесо жизни крутится и сминает своим ободом все и всех. Но будет новый цикл, новый поворот и новые герои. Так было. Так есть. И так будет.
Илья Тетеревков
#Личнаябиблиотека#Проект #БиблиотекаИГЭУ#Рецензии #Саймак #Город
- 682 просмотра