Милая добрая старая Англия... Нет, не та мелкобритания, в которую она превратилась сейчас, а та, Настоящая. Англия Диккенса, Толкина и Голсуорси (а не Роулинг – при всем уважении к Поттериане и не – прости, Господи – Э.Л. Джеймс). Англия Pink Floyd, Genesis, Led Zeppelin и т.д. (к счастью, продолжать этот список можно бесконечно), а не ... (загляните в сегодняшние чарты – кто эти люди? И кто их вспомнит через пару лет?). Англия Черчилля и Маргарет Тэтчер, но уж никак не Терезы Мэй или Бориса Джонсона. Да, та Англия, когда деревья были большими, а люди – настоящими. И пусть времена были тяжелыми, дома – иногда холодными, но Копперфилд не показывал фокусы, Эдвин Друд сохранял свою тайну, а надежды были поистине большими (тем, кто понял, о чем я – низкий поклон, тем, кто не понял – совет: почитайте старика Диккенса. Всего. Каких-то двадцать-тридцать томов, не более...).
К сожалению, гениальность – это всего лишь отклонение от нормы. Поэтому простим великому Чарльзу его "странности": сам он говорил, что персонажи его произведений постоянно находятся с ним рядом, разговаривают и требуют внимания. Ну что ж, позволить своим героям стать реальными и лишь затем перенести их историю на бумагу – не самый плохой способ справляться с шизофренией. Жизнь самого Диккенса достойна того, чтобы о ней написать подробно, но, пожалуй, я этого делать не буду – в конце концов, кто захочет, найдет и прочтет сам. Упомяну лишь об одном, важном для понимания того, почему он писал именно так, факте: долгое время Диккенс работал репортером в газете. Там же он публиковал и свои романы – от выпуска к выпуску, по одной или нескольким главам. Вот вам и "отец" сериалов – правда, в печатном варианте, но тем не менее...
Многие придерживаются мнения, что Диккенс скучен. К таким людям я испытываю смешанные чувства. С одной стороны, они имеют право на собственное мнение. К тому же применительно к книгам (так же, как и к музыке и искусству вообще) объективности не существует. Все аргументы разбиваются об утверждение "А мне нравится!". Или же "Мне не нравится, и все тут!". Что ж, для кого-то и Диккенс – зануда... А с другой стороны, мне жаль таких людей. Потому как если есть на этом свете что-то, полностью определяющее понятие "английский юмор", то это – произведения сэра Чарльза. Да, он шутит далеко не всегда. Иногда он запредельно серьезен. И когда он говорит о проблемах общества (а он о них говорит, и вот в чем дело – а за прошедшие почти что 200 лет многое не изменилось...), он не шутит. Когда он говорит о проблемах человека и человечности (а говорить об этом он умеет, как никто другой!), он тоже серьезен. Но уж когда он позволяет себе пошутить... Тонко, остро, умно и, я бы сказал, нелинейно. Так, как мало кто умеет (не скажу, что он такой один – есть Кэрролл, Даррелл, Пратчетт и т.д.). Так что почитайте старика Чарльза – а вдруг оцените?
"Посмертные записки...". Почему именно они? В конце концов, есть же еще и "Лавка древностей", и "Наш общий друг", и много чего еще. Но "... записки" – его первый роман. И, кстати, это первый роман Диккенса, когда-то прочтенный мной и давший мне возможность навсегда влюбиться в этого автора. И поверьте: уж если вы сумеете полюбить его книги, то обнаружите, что плохо Диккенс не писал никогда. И вот ведь прямо тянет посоветовать начать знакомиться с его романами с той же "Лавки...", или "Дэвида Копперфильда", или с... Но все же вернусь к "...запискам...".
Пересказывать сюжет этой книги – занятие малоперспективное. Тем не менее. Группа джентльменов во главе с Сэмюэлем Пиквиком путешествуют в целях, так сказать, познания мира как такового и человеческой натуры в частности. Спокойно: в романе это гораздо интереснее, чем я сформулировал. Потому как на этом пути им удается вляпаться в такие истории... Сам мистер Пиквик – олицетворение доброты, наивности и почти полной неприспособленности к реальной жизни. Его друзья и "со-клубники" тоже весьма далеки от строгих жизненных реалий: молодой "поэт", толстяк-романтик, "спортсмен" (Господи, только не давайте ему ружье!). Неудивительно, что персонажи, которых они встречают в своих путешествиях, пытаются воспользоваться их наивностью в своих целях. Хорошо, что есть практичный и целеустремленный слуга Сэм Уэллер, хоть как-то связывающий всю эту компашку с реальностью. Кстати, большинство шуток автор позволяет произнести именно ему: "Очень рад познакомиться с вами и надеюсь, что наше знакомство будет длительным, – как говорил джентльмен, обращаясь к пятифунтовому билету." Или: "А это уж я называю прибавлять к обиде оскорбление, – как сказал попугай, когда его не только увезли из родной страны, но и заставили ещё потом говорить по-английски." Что ж, достойный сын своего отца: "Стало быть, мне остается дать тебе только один маленький совет: если тебе когда-нибудь перевалит за 50 и ты почувствуешь расположение жениться на ком-нибудь – все равно на ком, запрись в своей комнате, если она у тебя будет, и отравись не мешкая." Другие герои не шутят (по их мнению). Но зато КАК не шутят: "– Тcс... Не задавайте вопросов. В таких случаях надо делать то, что делает толпа. – Но, по-видимому, здесь две толпы, – заметил мистер Снодграсс. – Кричите с тою, которая больше, – ответил мистер Пиквик." Или: "Стихи ненатуральны, никто не говорит стихами... Никогда не опускайтесь до поэзии, мой мальчик." И, наконец: "Она – очаровательное, прелестное созданье. Насколько мне известно, у нее есть один только недостаток. К сожалению, этим единственным недостатком является отсутствие вкуса. Я ей не нравлюсь".
Иногда эти персонажи просто нелепы. Иногда они нелепы до крайности. Но вот ведь какая штука: если посмотреть на всех нас со стороны, то иногда мы выглядим такими же смешными и наивными. Глупыми и нелепыми. Доверчивыми и мягкосердечными. Но если выбирать между наивностью и подлостью, то лично я проголосую за наивность. Прав ли я? Да если бы знать... А вам советую сделать свой выбор. Но перед этим – обязательно прочитайте "Посмертные записки Пиквикского клуба". Нет, выбрать-то не поможет. Но все же прочитайте...
Илья Тетеревков
#Личнаябиблиотека#Проект#ХАчучитать#ХАрошиекниги#ПоеХАли
#БиблиотекаИГЭУ#ИГЭУ
#Рецензии#Диккенс
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 719 просмотров