Тот редкий случай, когда я вообще ничего не знаю про автора книги, про которую пишу. Если честно, я и имя-то его вспомнил с трудом (в отличие от книги, которую забыть не удается). Посмотрел в сети, оказывается, у него есть еще несколько романов, но я вряд ли их прочту: все, что нужно, я уже получил от него по полной. Хочу ли я чего-то еще? Спасибо, не надо! Согласен, странное начало рецензии, призванной заинтересовать людей и вызвать у них желание прочесть этот роман... Но "Того, кто не хочет верить, ничто не убедит. Зато тому, кто хочет, есть за что уцепиться".
Великие книги всегда разговаривают со своими читателями. И большинство из них делает это правильно: деликатно, тихо и скрытно. Так, что читатель просто не замечает этого разговора и остается в благостном заблуждении, что все происходящее – работа именно его ума. Его, и ничьего больше. Подобную деликатность в книгах я ценю. Потому как прямолинейность в искусстве слишком часто граничит с примитивностью. А вот Фоер честно предупреждает, что в данном случае так не будет. Предупреждает прямо самим названием романа. "Жутко громко и запредельно близко" не просто разговаривает с читателем, она кричит, причем иногда не в уши. А в душу и в сердце.
Обрывки разговоров, воспоминаний, газетных заметок и старых записок как литературная форма могут восхищать (вспомним Уайлдера с его "Мартовскими Идами") или раздражать (привет Джеймсу Джойсу!). Слава Богу, что у Фоера все это "великолепие" всего лишь разбавляет нормальный текст и потому отталкивает не сильно. Помогает ли понять идею романа – решать Вам. Я как-то сумел "пробиться" через все это и воспринять "Жутко громко..." целиком. Даже несмотря на то, что автор использует сразу два "запрещенных приема": национальную трагедию и маленького ребенка в качестве главного героя.
Итак, о чем же все это. Девятилетний Оскар Шелл потерял отца во время трагедии 11 сентября. И боль, и ощущение беды невыразимо велики. Но он пытается как-то справиться. Да еще и поддержать мать, которая тоже сломлена произошедшим. Фоер утверждает, что "дети умнее взрослых". Я бы сказал, что не умнее, нет. Просто мудрее. А это разные вещи. Потому что взрослые зачастую лишают себя любой надежды: "Я так боюсь потерять то, что люблю, что запрещаю себе любить".
А дети понимают, что надо держаться. Хоть за что-то. И вот в старой вазе Оскар находит конверт с надписью "Блэк", внутри которого лежит ключ. И этот ключ становится той самой ниточкой, которая связывает его с отцом. А такие связи нужны, потому что в пустоте – страшнее всего. И с наивностью, свойственной юности, Оскар решает, что все просто: нужно всего лишь обойти всех Блэков Нью-Йорка и узнать, что же открывает этот ключ. Чем, собственно говоря, он и начинает заниматься. И в процессе своих поисков встречает разных людей. Очень разных. К чему это приведет? Нет, Вы всерьез считаете, что я расскажу? Да и разве дело в концовке: "Тот, кто думает, что секунда быстрее десятилетия, не поймет моей жизни".
Странная книга. Притягивающая и отталкивающая одновременно. Выворачивающая наизнанку и ставящая все по своим местам. Окунающая в безысходность и дающая надежду. Книга, которая, мягко говоря, не сильно известна. Но мой сын Влад как-то нашел ее, причем без моей наводки. Нашел, прочел, пришел поговорить и с большим удивлением узнал, что я это тоже читал. Кстати, поговорить мы тогда не смогли. Зато смогли об этой книге помолчать. И это оказалось куда как дороже и ценнее любых обсуждений. Так что попытайтесь прочесть. Прочесть и помолчать. Потому что Фоер сказал все. И за себя, и за всех остальных. Оскар Шелл – пытался. Наверное, каждый из нас тоже должен пытаться. Добавить нечего. Ну, разве что: "Мне нужна нескончаемая чистая тетрадь и вечность".
Илья Тетеревков
#Личнаябиблиотека#Проект#ХАчучитать#ХАрошиекниги#ПоеХАли
#БиблиотекаИГЭУ#ИГЭУ#Рецензии#Фоер
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 433 просмотра